В понедельник в Твери состоялись общественные слушания по проекту высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург. Слушания провела администрация Тверской области совместно с гензаказчиком строительства - ОАО «Скоростные магистрали» и генпроектировщиком — институтом «Ленгипротранс». Темой слушаний была, в соответствии с требованиями закона об охране окружающей среды, ОВОС — оценка воздействия дороги на эту самую среду.
Высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва — Санкт-Петербург, еще не родившись и не существуя даже в качестве детального проекта, уже имеет свою историю. Проектный транспортный институт «Ленгипротранс» впервые начал работать над второй железной дорогой между двумя столицами еще двадцать лет назад, в 1989 году. В 1992 году даже вроде бы состоялось общественное согласование, но общее состояние экономики страны заставило положить проект под сукно.
В 2007 году АО «Российские железные дороги» заказало новый проект обоснования инвестиций в строительство ВСМ. Институт разработал восемь вариантов прохождения трассы (напомним: железная дорога пройдет по Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областям), шесть из которых со временем были отвергнуты. Остались «новгородский» и «западный» варианты. Сегодня специалисты склоняются к «западному» — новая линия проляжет западнее существующей. При этом Валдайский и Завидовский заповедники трасса обойдет стороной.
Представитель заказчика строительства — заместитель гендиректора ОАО «Скоростные магистрали» Юрий Котлов сообщил аудитории, что ВСМ на Тверскую область не с неба упала, а будет строиться в полном соответствии с государственной стратегией развития железнодорожного транспорта до 2012 года. И вообще, в мире уже существует 10000 км высокоскоростных железных дорог, 8000 км — строится, 20000 км — в проекте.
Расчеты показали, что в 2015 году между двумя столицами захотят проехать 15 млн. пассажиров, в 2020 году — 16 млн. Октябрьская железная дорога с таким наплывом пассажиров не справится. Зато эту проблему решат 20 пар скоростных поездов в сутки в 2015 году и 30 пар — к 2020 году. Если начать работу сегодня, то два года уйдут на проектирование, четыре — на саму стройку.
Предполагается также, что ввод в эксплуатацию ВСМ Москва — Санкт-Петербург повлияет на экономическую мобильность населения, повысит миграционные потоки и вообще создаст в регионе несколько тысяч новых рабочих мест.
Ну а для ценящих время пассажиров вообще настанет райская жизнь: от станции Новая Тверь (примерно в районе нынешней Лазурной) до Москвы суперпоезд долетит за 36 минут. Все расстояние от одной столицы до другой будет покрываться за 2 часа 30 минут. Максимальная скорость, до которой сможет разогнаться состав, составит 400 км/ч. Сколько это удовольствие будет стоить, понятно, никто сейчас не скажет. Но, думается, вполне сопоставимо с авиабилетом. ОАО «Скоростные магистрали» уже провело принципиальное согласование землеотводов с администрацией области и районов, за что представитель компании дипломатично поблагодарил представителя областной власти. Магистраль пройдет по нашим краям весьма широкой полосой. Средняя расчетная ширина полосы отчуждения составит от 60 до 150 метров. Рядом с железнодорожной насыпью будет проложена сервисная автодорога. При этом уровень воздействия будущей железной дороги на окружающую среду, согласно результатам проведенной экологической экспертизы, определен как допустимый, а объем предусмотренных природоохранных мероприятий — как достаточный. Населенные пункты рядом с путями, обещают железнодорожники, будут отгорожены специальными шумоотражающими экранами. (Отдельные продвинутые жители деревни Даниловское тут же потребовали, чтобы экраны были шумоПОГЛОЩАЮЩИМИ. Представитель «Скоростных магистралей» с видом игрока, которому не дали спрятать туза в рукав, сделал пометку в блокноте.)
Выступивший представитель компании «Экопроект», осуществлявшей экспертизу проекта, старался быть объективным и признал, что в процессе строительства дороги по территории Тверской области в окружающую среду будет выброшено 120 тонн и 18 видов загрязняющих веществ. Акустическое моделирование дает основания предположить, что в сорока трех населенных пунктах области (включая и дачные поселки) допустимый уровень шума будет превышен.
Окружающей средой для будущей ВСМ является вся природа Тверской области, а также близлежащие к дороге населенные пункты. И их полномочные представители едва не устроили на слушаниях маленькую Жакерию. У многих оказались припасены вопросы из серии «не в бровь, а в глаз». Например, о том, что совершенно не исследовано излучение инфразвукового спектра от будущей дороги. А ведь инфразвук становится безвреден лишь на расстоянии 70 — 100 м от своего источника… Или о детском санатории для астматических и легочных больных, оказавшемся менее чем в километре от трассы: что будет с ним?
Государственному мужу на подобных слушаниях пристала роль беспристрастного арбитра. По словам замгубернатора Константина Зуева, по территории Тверской области пройдут 252 км высокоскоростной трассы. Это даст области четыре новые железнодорожные станции с инфраструктурой. Даст, помимо прочего, и возможность отремонтировать развязки автодорог. Но пока дает лишь всплеск недовольства жителей Калининского района, констатировал Константин Зуев. В целом замгубернатора проявил замечательную выдержку, умело и в то же время тактично отсекая конструктивные предложения от заведомо скандалезных.
Однако представляется, что явившиеся на общественных слушаниях эпизоды народного возмущения не следует рассматривать с точки зрения «да ладно, всегда есть недовольные». Представляется, что прошедшие слушания стали еще одним мазком в уже сложившейся картине: народ окончательно перестал ждать от власти чего-либо хорошего. Если сегодня президент вещает об инновациях, значит, завтра под моими окнами начнется стройка. Если сегодня премьер обещает повысить пенсии, значит, завтра Госдума втихую удвоит транспортный налог.
Вообще-то, можно было назвать этот материал «Полоса отчуждения». Полоса земли, граничащая с железной дорогой, и незримая линия непонимания и нежелания услышать, пролегающая между человеком и властью.
Дмитрий ТВЕРИТЯНИНОВ
Другие статьи по теме:
Ребята раздавали листовки
Дурдом на улице Ленина
НАШ ПАРОВОЗ, ВПЕРЕД ЛЕТИ!...
Пьяные абаканские водители предпочитают ездить по окраинам
«Внимание – дети»
Хакасский язык будут популяризировать по принципу "Ласкового мая"
Взрывы военного арсенала в Приморье прекратились
|