Автомобиль - едва ли не идеальный объект для такого взаимодействия. Однако пришлось услышать разноречивые оценки того, как развивается сотрудничество "оборонцев" и специалистов гражданских отраслей. В Минавтосельхозмаше назвали немало тем, над которыми идет совместная работа: системы снижения токсичности выбросов с каталитическими нейтрализаторами, высокопрочные неметаллические баллоны для сжатого газа, блоки управления и датчики для электронных управляющих систем, уплотнительные манжеты, новые элементы пассивной безопасности.
"Это пока только витрина! - так комментировали приведенный перечень в дирекции Волжского автозавода. Уже сегодня оборонный комплекс мог бы помочь нам избавиться от разорительного импорта некоторых материалов скажем, норила, используемого для панелей приборов, от закупки по импорту комплектующих изделий для электроники мощных транзисторов, интегральных схем. Выручили же завод поставками подобных элементов, имеющих высокую надежность, для систем управления импортным оборудованием: для них ВАЗ не покупает - запчастей за границей! А в комплектующих такого качества для автомобилей (понятно, их нужно куда больше) отказывают. Да и всей автомобильной электроникой пора заняться по-настоящему.
Наконец, запчасти. Оборонцам не хуже нас известен их дефицит ведь сами на автомобилях ездят. Однако помочь его устранению не торопятся". Напомним общеизвестный факт: для фирм во всем мире сотрудничать с автомобильной промышленностью, участвовать в изготовлении автомобиля престижно и выгодно. В условиях, когда бюджетное финансирование уступает место хозрасчету, такое сотрудничество обещает выгоды и нашему оборонному комплексу. Ведь на его часах время конверсии.
|