ЙЙ режле чем вы отложите книгу в пыльный угол со словами: “Пожалуй, дочи- ше такт позже" и пойдете заниматься макраме или вязанием, выделите время и заставьте себя выучить автомобильную систему, которой большинство людей пренебрегают, хотя это, возможно, единственная система, которая способна погубить вас в прямом смысле этого слова, если вы не будете поддерживать ее в хорошем состоянии. Как вы, наверное, догадались, особенно если уже прочитали название главы, здесь речь пойдет о тормозах.
Основы, tfi0flM03H.0U системы
Для безопасности современные автомобили оборудованы гидравлическими тормозными системами, созданными для работы по простым принципам с минимумом деталей и обслуживания. С 1968 года все машины стали оборудовать двухконтурными тормозными системами для страховки на случай, если один контур откажет, то другой сможет остановить машину: кроме того, есть специальная лампочка на панели приборов, которая предупреждает об отказе одного из контуров.
10.1 показана конструкция тормозной системы автомобиля с усилителем, дисковыми тормозами на передних колесах и барабанными — на задних. В вашем автомобиле усилителя может не быть, и на всех колесах могут быть дисковые или барабанные тормозные механизмы, но в любом случае принцип — один и тот же.
В следующих разделах рассматриваются детали тормозной системы, начиная с педали (первой точки соприкосновения между вами и тормозами) и заканчивая собственно тормозами.
Педаль тормоза
Педаль тормоза соединена с валом, ведущим к главному тормозному цилиндру. Когда вы нажимаете педаль, маленькие поршни в главном цилиндре выталкивают тормозную жидкость из цилиндра в тормозную магистраль. В разделе “Замена тормозной жидкости" главы 18 “Как перейти “на ты" с подшипниками и тормозами” я расскажу, как купить нужную тормозную жидкость и безопасно с ней работать.
Если тормоза исправны, педаль должна останавливаться за несколько сан- тиметров от пола. Она должна легко нажиматься, уверенно останавливать- ся в самой нижней точке и при этом не быть мягкой, оставаться неподвижной, а не уходить медленно при приложении усилия к ней. Чтобы узнать, как проверяется работа тормозов, почитайте главу 18 “Как перейти “на ты с подшипниками и тормозами”.
Усилитель тормозов
Современные автомобили оборудованы тормозами с усилителем. Если у вашей машины такие тормоза, то усилитель находится между педалью тормоза и главным цилиндром для увеличения прилагаемой к поршням главного цилиндра силы, чтобы машина останавливалась без больших усилий с вашей стороны ( 10.2). Существуют два типа усилителей — вакуумные усилители, использующие для работы разрежение, создаваемое двигателем, и атмосферное давление и гидравлические усилители, которые для той же цели используют гидравлическое давление, создаваемое насосом гидроусилителя рулевого управления. У некоторых автомобилей с антнблокировочны- ми тормозными системами (АБС) есть отдельный гидравлический насос для создания давления, необходимого для работы усилителя. (В конце данной главы есть раздел, посвященный АБС.)
Главный тормозной цилиндр
Загляните под капот машины возле перегородки со стороны водителя. Вы должны увидеть либо металлическую коробку, либо пластиковый бачок. Нашли? Эта деталь и есть главный тормозной цилиндр ( 10.3 и 10.4). Он наполнен тормозной жидкостью н соединен с педалью, от него отходит тормозная магистраль, ведущая к четырем колесам машины. Когда вы нажимаете педаль, жидкость выхолит из главного цилиндра в магистраль. Когда вы отпускаете педаль, жидкос ть возвращается в главный цилиндр. В главе 18 “Как перейти "на ты” с подшипниками и тормозами” рассказывается, как безопасно открыть крышку и проверить уровень жидкости в главном тормозном цилиндре. Эта операция входит в ежемесячную проверку, описанную в главе 3 Профилактическое обслуживание ежемесячное ТО".
|