К колодке приклепываются или приклеиваются закругленные тормозные накладки из прочного и очень жаростойкого материала. Как видно 10.6, когда колодки прижаты к внутренней стороне барабана, накладки создают трение, которое заставляет барабан остановить свое вращение. А это, в свою очередь, останавливает вращение колес и движение машины,
У тормозных накладок тормозов передних колес поверхность больше, чем у задних, гак как передние колеса принимают весь вес автомобиля, — при торможении центр тяжести смещается впе Однако в каждом наборе тормозных накладок для любого колеса накладка, направленная внутрь, больше по размеру и часто другого цвета.
Износ накладок следует проверять через каждые 16-32 тыс. км пробега. В главе 18 “Как перейти “на ты" с подшипниками и тормозами" объясняется, как и когда это делать.
Регулятор
В нижней части опорного диска тормоза есть либо колесико ручной регулировки, либо самонастраивающийся регулятор. Они используются для регулировки расстояния меж ду поверхностью тормозной накладки и внутренней поверхностью тормозного барабана при отпущенной педали тормоза. По мере износа накладок расстояние увеличивается, а регулировка это компенсирует. Если у вас нет этого устройства, а колодки сильно изношены, тормозные колодки не достанут до барабана и машина не остановится. Подробнее о тинах регуляторов речь пойдет в главе t8 “Как перейти “на ты" с подшипниками и тормозами.
Дисковые тормоза состоят из плоского стального диска (вы сами об этом догадались?). размещенного между парой суппортов ( 10.8). Эти суппорты содержат один или несколько поршней, приводимых в движение тормозной жидкостью в магистрали. Между диском (иногда его называют ротором) и поршнями находятся тормозные колодки. которые работают так же, как колодки барабанного тормоза: они схватывают диск шероховатыми фрикционными накладками, заставляя его остановиться, что приводит к остановке колеса и автомобиля в целом. Принцип тот же. что и в велосипеде, когда тормозные колодки напрямую схватывают колесо, не давая ему вращаться. В главе 18 “Как перейти “на ты" с подшипниками и тормозами" рассказывается как обследовать и диагностировать неисправности дисковых тормозов.
У дисковых тормозов есть свои преимущества и недостатки. Они работают на открытом воздухе (в отличие от тормозных барабанов), поэтому меньше перегреваются. Еще меньше они подвержены воздействию воды, потому что кромка каждой колодки снимает воду, прежде чем она попадет между диском и колодкой. (Когда барабанные тормоза намокают, накладки плохо схватывают барабан, поэтому иногда машина плохо тормозит.) К недостаткам можно отнести сложность подсоединения стояночного тормоза к задним дисковым тормозам и обязательное использование усилителя тормозов. В прошлом некоторые производители шли на компромисс, выпуская автомобили с дисковыми тормозными механизмами на передних колесах и барабанными тормозными механизмами — на задних ( 10.1). Сейчас почти все автомобили оборудуются четырьмя тормозами дискового типа со встроенным в задние тормоза стояночным тормозом.
Стояночный, или аварийный, тормоз обычно подсоединен к задним колесам автомобиля. На автомобилях с барабанными тормозами стояночный тормоз соединен с задними тормозами тросом. Это — интегрированный стояночный тормоз ( 10.9). Вы легко можете регулировать натяжение тросов, идущих под днищем машины, поворачивая регулировочный винт натяжения троса (подробнее об этом — в главе 18 “Как перейти “на ты" с подшипниками и тормозами”).
На других автомобилях с барабанными тормозами функцию стояночного тормоза могут выполнять разные устройства. Некоторые стояночные тормоза соединены с коробкой передач, и вместо блокировки задних колес с помощью тормозных колодок они не дают карданному валу вращать задние колеса. В таких тормозах обруч и накладка прикреплены к барабану на коробке передач. Когда вы тянете рычаг, обруч прижимает накладку к барабану, а карданный вал перестает вращаться. Если вам кажется, что стояночный тормоз трансмиссионного типа работает неправильно, его должен проверить профессионал.
Если вы не можете найти пол днищем тросы стояночного тормоза, то у вас либо стоя- почный тормоз трансмиссионного типа, либо задние дисковые тормоза. Дисковые тормоза задних колес объединены со стояночным тормозом, который работает как маленький барабанный тормоз ( 10.11).
Литиблокировочная тормозная система (АБС) создана для предотвращения заносов и сохранения управляемости автомобиля вплоть до момента полной остановки. Эта система также часто сокращает тормозной путь и предотвращает повреждения шин. возникающие в случае торможения с заблокированными колесами.
АБС бывает двух типов. Некоторые легкие грузовики и фургоны оборудованы АБС на два задних колеса, сохраняющей путевую устойчивость. Несмотря на то что передние тормоза и мотуг заблокироваться, автомобиль будет продолжать двигаться по прямой линии. Приложив на педаль тормоза достаточное усилие, водитель может контролировать управляемость автомобиля.
АБС на все колеса устанавливают на легких грузовиках и легковых автомобилях. Эти системы предотвращают блокирование всех четырех колес, что позволяет сохранить Управляемость при экстренном торможении. Если нет угрозы блокировки колес, АБС не работает и остается в режиме ожидания.
Как работает АБС
Вот как работает антиблокировочиая система: микропроцессор, называемый контроллером ЛВС, отслеживает частоту вращения каждого колеса с помощью электронного датчика. Когда вы экстренно нажимаете на педаль тормоза, контроллер управляет электронными соленоидами, которые прерывисто подают гидравлическое давление к каждому колесу. Причем происходит это в тысячи раз быстрее, чем если бы вы прерывисто нажимали на педаль тормоза. Обычно работающую систему АБС можно почувствовать ПО вибрации педали. Главное при работе системы прилагать к педали постоянное усилие до остановки машины.
Если в антиблокировочной системе возникнет неисправность, на панели приборов загорится желтая лампочка и система АБС отключится. При этом тормозная система будет работать как обычно — без антиблокировки. Поэтому, если горит лампочка АБС, знайте: у вас остаются в распоряжении обычные тормоза. Просто продолжайте ехать куда надо, как будто вы никогда не слышали об АБС. И почините АБС при первой же возможности.
Что не делает АБС
АБС не предотвращает занос автомобиля при торможении и не сокращает тормозной путь. Хотя АБС и помогает сохранить управляемость, на скользкой дороге автомобиль не повернет так же быстро, как на сухом покрытии. Сочетание повышенной скорости, резких поворотов и ударов по тормозам может привести к заносу автомобиля, даже оборудованного АБС. На дорогах, покрытых гравием или свежевыпавшим снегом, на заблокированных колесах машины без АБС может налипнуть гравий или снег, и машина без АБС остановится быстрее машины с АБС. Поэтому всегда важно сохранять безопасную дистанцию до идущего впереди автомобиля и поддерживать постоянную скорость движения, а нс жать на тормоза в последний момент!
Если ваш автомобиль оборудован антиблокировочной системой, не нажимайте педаль прерывисто. Вместо этого постоянно жмите на педаль тормоза, продолжайте управлять автомобилем, и пусть микропроцессор сделает все за вас!
На автомобилях, оборудованных антиблокировочной системой, неплохо понаблюдать, как она ведет себя при нормальной работе. В дождливый или снежный день найдите пустую стоянку и резко нажмите на тормоза, отмечая реакцию автомобиля. Держите ногу на педали и почувствуйте управление при работе системы. Теперь вы знаете, чего ожидать при экстренном торможении. В главе 18 "Как перейти “на ты" с подшипниками и тормозами” я расскажу, как проверить АБС. а ремонт и все регулировки оставьте профессионалу.
|