На данный момент участники ралли Дакар соревнуются на тяжелой трассе, которая сейчас пересекает территорию Южной Америки. Однако всего 30 лет назад гонка в Африке продолжалась, и именно тогда разразился самый большой скандал в истории митинга.
Все началось в конце 1987 года, когда команда Peugeot собралась на последней встрече перед запуском. Руководитель команды Жан Тодд (тот, кто позже управляет Ferrari, а ныне глава Всемирной автомобильной федерации) издает приказ - за первое место будут бороться только пилоты, управляющие новым Peugeot 405t16, и экипажи старшего 205 им поможет.
Митинг начинается в Версале 1 января 1988 года, и после 13 этапов его возглавляет первый французский пилот Ари Ватанен (Финн) с Peugeot 405t16. Колонна достигает столицы Мали - Бамако, где еще одна ночь. В 7.15 утра звонит телефон в комнате Джин Тодд в местной гостинице. Его вызывает администратор, который сообщает начальнику команды Peugeot, что другой человек хочет поговорить с ним.
«Машина Ватанена с нами. Через 15 минут приходите к тому месту, которое мы вам покажем, и возим с собой 25 миллионов франков наличными», - слышит Тодд в трубке телефона, и затем разрывается.
Такое может случиться только с Дакаром. Сумма не маленькая, но с точки зрения бюджета команды смешная. Тем не менее, Джин Тодд - человек принципа и решает ничего не платить, но будит всех и отправляет их на поиски машины.
Все раллийные автомобили были оставлены на ночь на стадионе Бамако, куда местные жители спокойно заходят и ходят вокруг машин. В 4 часа утра кто-то садится за руль Peugeot 405 turbo 16 и без проблем покидает стадион. Охранники не впечатлены, так как он решает, что механики Ватанена просто готовят машину к следующему этапу.
Усилия команды быстро дали результаты, и через 2 часа автомобиль был найден припаркованным в дюнах возле местного аэропорта. Ари Ватанен сидит в нем и начинает, но есть проблема, так как он не может прибыть вовремя к началу этапа. В этих случаях правила ясны, и пилот должен быть дисквалифицирован, если он задерживается более чем на 30 минут.
Однако финнам (на фото во время ралли) разрешено участвовать, так как хитрый и дальновидный Жан Тодд ранее говорил с организаторами. Они узнают о краже и уверяют, что если машина будет найдена, Ватанен не будет наказан. Все выглядит хорошо, но это не так ...
Решение организаторов вызывает недовольство других участников, и они протестуют в течение следующих двух этапов. После 15-го Ватанен все еще исключен из ралли, и Тодд оказывается в очень неприятной ситуации. Перед стартом гонки он объявил, что должен выиграть пилота на 405, а не на 205. Проблема в том, что другой гонщик с таким автомобилем - Анри Пескароло, потерпел крушение ранее в ралли и остался за пределами топ-20 в турнирной таблице.
На самом деле приказ Ватанена о дисквалификации исходил не от организаторов, а лично от президента Международной автомобильной федерации (FIA) в то время Жана-Мари Баллустера. Он формально не связан с судейской коллегией в Дакаре, но решает привести в порядок. Именно поэтому он заставляет организаторов удалить Ватанена из гонки.
Скандал обостряется в ближайшие дни, когда Тодд (в центре картины во время скандальной гонки) и Балестер вступают в горячую ссору. Говорят, что глава FIA называет Тодда "Наполеоном пустыни". На что француз отвечает: «Лучше Наполеон в пустыне, чем« тротуар на мотоцикле ». Сравнивать могущественного в то время Балестера с африканским людоедом-диктатором может позволить себе только действительно смелый человек.
Тодд отрицает признание своего поражения, хотя он вынужден помешать Ватанену участвовать прямо перед финалом ралли. Тем не менее, Жан принимает ответные меры и устраивает настоящее шоу для Баллестера и организаторов. Транспортное средство дисквалифицированной команды едет в закрытом грузовике в финале, где должна быть вручена награда.
В ралли победил третий пилот Peugeot, Юха Канкунен, с 205. Однако он обходит подиум, полностью игнорируя чиновников. Вместо этого 405 Ватанена вытащили из грузовика, оставив финна на крыше. Тодд и Канкунен сидят рядом с ним, выпивая три стакана молока - традиция для победителей.
Французы объявляют Ватанена «моральным победителем», с чем не согласился финалист, занявший первое место, Канкун. Вот почему финны почти немедленно прекращают свои отношения с Peugeot, по крайней мере, до участия в ралли в пустыне. А его штурман Юха Пиронен без колебаний раскрывает свою историю о пропавшей машине, которая оказывается совершенно другой.
Итальянские журналисты сообщили Pironen, что двигатель автомобиля Ватанена вышел из строя, а Peugeot не справился с этой проблемой. Поэтому в Бамако механики команды просто забрали машину со стадиона, чтобы они могли заменить мотор на мотор новым (что-то запрещено). А потом им просто нужно было вернуть машину, но они не успели вовремя, и Тодд устроил кражу.
В основе этой истории лежит тот факт, что ни один африканец не может сидеть в гоночной машине, зажигать ее и оставлять на стоянке без внимания. И среди местных жителей нет европейцев. Так что вопрос о краже Peugeot 405 остается без ответа даже 30 лет спустя.
|