Последние пять лет в России ознаменованы резким ростом продаж на автомобильном рынке страны. Однако речь идет не о подержанных или новых машинах, а о запасных частях. Динамика востребованности запчастей настолько велика, что удовлетворить спрос уже не под силу официальным дилерам и дистрибьюторам. Многие компании поставляют запчасти на заказ. А запчасти для корейских автомобилей пользуются неизменным спросом автовладельцев.
Наибольшая потребность в автозапчастях наблюдается в столице. По текущим данным, продающиеся запчасти в Москве составляют примерно двадцать процентов общего российского рынка. При этом если рассматривать мировой рынок автомобильных запасных частей, то он переживает объективную стагнацию. Вызвана она новыми экологическими нормами, принятыми в странах Европейского Союза и в Соединенных Штатах Америки. Устаревшие автомобили больше не подлежат ремонту. Они утилизируются, а это означает, что потребность в автомобильных запчастях постепенно снижается.
Если рассматривать рынок автомобильных запчастей в комплексе, то следует выделить две его основные категории. Это первичный сегмент рынка и вторичный сегмент. В первую группу автомобильных запчастей входят узлы и агрегаты, которые закупают и производят автомобильные концерны для непосредственной сборки машин в условиях заводского конвейера. Вторичный сегмент рынка автомобильных запчастей представлен продукцией, которая реализуется посредством розничных торговых сетей.
Если говорить о ситуации в России, то доля вторичного сегмента в разы превышает долю первичного сегмента рынка автозапчастей. Первый составляет почти восемьдесят процентов и оценивается в двадцать пять миллиардов американских долларов. Вторичный сегмент рынка занимает всего двадцать процентов, а его суммарная стоимость не превышает восемь миллиардов долларов США.
Рассматривая в деталях вторичный сегмент рынка запчастей в России, заметим, что на долю запчастей для автомобилей отечественного производства приходится почти пятьдесят восемь его процентов. А роль запчастей, предназначенных для автомобилей иностранного производства, составляет соответственно всего сорок два процента. Доля запасных частей для машин российского производства оценивается экспертами в четырнадцать с половиной миллиардов долларов США, доля компонентов для иномарок – десять с половиной миллиардов американских долларов.
|