Раздаточная коробка 0З г аверное. в автомобильной механике коробка передач (КПП) — самая сложная в те система. Но мужайтесь: для ее понимания вам не надо быть гениальным механиком (иначе я о ней никогда бы не написала!). Для начинающих: считайте, что коробка передач — это некая система передачи колесам вашего автомобиля сообщений о том, куда вы хотите ехать (вперед или назад) и с какой скоростью.
На разных машинах коробки передач отличаются. С механической коробкой передач (которая иногда называется стандартной) вы включаете нужную передачу в нужное время сами\ с автоматической коробкой передач все делается за вас. Но результат тот же: независимо от того, какая у вас коробка передач - механическая или автоматическая — она передает крутящий момент от двигателя к колесам. Но она это не делает сама - она часть целой системы — трансмиссии.
В этой главе я расскажу вам о трансмиссии. В конце концов, коробка передач и остальные части трансмиссии перестанут быть для вас загадкой, а в главе 17 “Что делать, если забарахлила трансмиссия ” речь пойдет об обслуживании и поиске неисправностей в трансмиссии.
Для топ) чтобы яснее себе представить передачу крутящего момента по трансмиссии, нужно отследить его путь. 9.1 показано расположение всех узлов на заднеприводном автомобиле. А 9.2 показана передача
крутящего момента через ведущий мост в блоке с коробкой передач н переднеприводном автомобиле В каждом типе трансмиссии принципы и узлы практически одинаковы.
1.Работающий двигатель создает крутящий момент, который засташ1яет коленчатый вал вращаться с определенной скоростью. Чем быстрее работает двигатель, тем больший крутящий момент он дает и тем быстрее крутится коленчатый вал.
2.На заднем конце коленчатого вала находится маховик. Этот диск вращается с той же скоростью и в том же направлении, что и коленчатый вал.
3.Сразу за маховиком находится первая часть сцепления. Этот диск называется диском муфты сцепления. Когда вы не нажимаете педаль сцепления, этот диск прижат к маховику (п. 4). Покрытие из фрикционного материала заставляет диски схватываться и вращаться с одинаковой скоростью.
4.За диском муфты сцепления находится нажимной диск сцепления. Благодаря ему диск муфты или прижимается к маховику или отходит от маховика, когда нужно переключать передачи. Вот как это происходит.
Когда вы нажимаете на педаль сцепления, чтобы выключить его и от
ключить двигатель от коробки передач, рычаг выключения сцепления прижимает выжимной подшипник к пружинящий рычагин нажимной пластины. В результате диск муфгы сцепления освобождается и вращается независимо от маховика.
Включив нужную передачу, вы отпускаете педаль сцепления. Эго движение заставляет пружины в нажимном диске снова прижать диск сцепления к маховику, и диск с маховиком вместе вращаются с новой скоростью. Таким образом, диск сцепления может поспева ть за двигателем, который работает быстрее или медленнее, чем раньше, и может передавать это движение колесам.
5.Продолжим путешествие по трансмиссии. Теперь в дело вступает ведущий вал коробки передач, который передает крутящий момент в коробку передач. Он вращается с той же скоростью и в том же направлении, что и все детали, описанные выше.
6.Внутри коробки передач находится набор шестерен разных размеров. Они могут вращаться и вместе и отдельно, в разных комбинациях, определяя скорость вращения колес, силу и направление вращения.
7.Следующая часть трансмиссии называется ведомым валом коробки передач, так как она передает энергию из коробки передач на карданный вал
8.На каждом конце карданного вала заднеприводного автомобиля с продольным расположением двигатели есть карданный шарнир. Он позволяет валу свободно двигаться, не воздействуя на жесткий вал коробки передач, с одной стороны, и поглощает вертикальные перемещения задней оси и колес — с другой.
На автомобилях с двигателем поперечного расположения карданные шарниры расположены там, где оси соединяются с ведущими колесами и ведущим мостом в блоке с коробкой передач. Они называются шарнирами равных угловых скоростей (ШРУС), и как все шарниры могут поворачиваться и вращаться в любую сторону — вверх, вниз и из стороны в сторону.
9.Главная передача ( 9.3) — это еще одна коробка с шестернями, которая передает движение карданного вала полуосям, вращающим ведущие колеса (они расположены перпендикулярно карданному валу). Она также позволяет каждой полуоси вращаться с разной скоростью. Дело в том, что при крутом повороте внешнее колесо проходит больший путь с большей скоростью, чем внутреннее.
10.Главная передача обеспечивает ведущие колеса дополнительной силой, с помощью своих шестерен превращая каждые три оборота карданного вала в один оборот ведущих колес, что соответствует передаточному числу 3:1. На переднеприводных автомобилях главная передача находится внутри коробки передач, поэтому он называется ведущим мостом в блоке с коробкой передач
В главе 17 “Что делать, если забарахлила трансмиссия “ собраны инструкции по обслуживанию и поиску неисправностей трансмиссии.
Механические fcofiodtcu nefiecач
Независимо от типа установленной у вас коробки передач, вы должны понимать, как работает механическая коробка переключения передач, или механическая КПП (которая иногда называется стандартной). Задействованные принципы довольно просты, а автоматическая КПП делает практически то же самое, но без механического сцепления и ручного переключения передач.
|