Рассмотренные в других статьях составы смеси при различных скоростных и нагрузочных режимах работы двигателя относятся к его нормальному тепловому состоянию.
При пониженном тепловом состоянии двигателя полнота испарения топлива уменьшается. Вследствие этого соотношение между воздухом и топливом, которое имеется в карбюраторе, и соотношение между воздухом и испарившейся (а также распыленной) долей топлива, которое получается в цилиндре, различны.
Сравнивая регулировочные характеристики (рис. 36), нетрудно заметить, что для получения максимальной мощности двигателя при пониженной температуре необходима горючая смесь более богатого состава, чем при нормальной температуре.
При этом экономичность непрогретого двигателя будет хуже, чем прогретого, вследствие неполного сгорания топлива.
Если карбюратор приготовляет смесь, обеспечивающую максимальную экономичность при работе прогретого двигателя (16,7:1), то при работе с пониженной температурой эта смесь окажется беднее, чем необходимо для экономичной работы двигателя. Вследствие этого удельный расход топлива плохо прогретого двигателя окажется резко повышенным (точка Б1), а его работа — неустойчивой. Для того чтобы понизить расход топлива и сделать работу двигателя устойчивой, необходимо обогатить смесь (в данном случае до 15,3:1).
Тогда удельный расход топлива, хотя и не достигнет величины, получающейся при работе прогретого двигателя, но все же заметно уменьшится (точка Б2).
Аналогичным образом протекают регулировочные характеристики прогретого и непрогретого двигателей на всех нагрузочных и скоростных режимах работы. При этом чем ниже температура непрогретого двигателя, тем больше сдвигается вправо его характеристика и тем богаче должна быть смесь для его экономичной работы.
Во время пуска холодного двигателя и в первые моменты его работы условия для испарения топлива особенно неблагоприятны. Из-за недостаточной температуры впускного трубопровода и самого двигателя испаряется только небольшая часть топлива. Поэтому для создания смеси, способной гореть, приходится значительно увеличивать общее количество топлива в ней. При пуске холодного двигателя на одну часть массы топлива должно приходиться только три-четыре части воздуха, а в отдельных случаях еще меньше. Только при этом условии соотношение между испарившейся частью топлива и воздухом получается достаточным для воспламенения смеси.
|