Когда наступило время менять свечи или регулировать электрооборудование автомобиля, следует подготовить все инструменты, необходимые для проведения этих ремонтных работ. Вероятно, кое-что из этого арсенала у вас уже есть. При покупке инструментов можно обратиться к главе 2 “Путь к сердцу вашей машины лежит через ящик с инструментами", где они все описаны и приведены советы о том, как выбрать лучшие инструменты. Все это можно найти в хозяйственных и специализированных магазинах.
Перед тем как пойти за покупками, прочитайте разделы “Покупка запчастей” и “Как читать инструкции по регулировке и технические спецификации” этой главы. Они помогут избежать того, что больше всего раздражает во время работы, - когда невозможно продолжать работу и необходимо возвратиться в магазин, чтобы вернуть деталь, которую продали вам по ошибке!
Лучше всего устанавливать запчасти того же производства, которые были из- [ 3 начально установлены в машине. Эти сведения обычно указываются в руко- %$$$№ в°Дстве по обслуживанию автомобиля. Если этого руководства у вас нет, скажите продавцу в магазине, что вам требуются оригинальные запчасти.
Если ваш автомобиль оборудован электронной системой зажигания, единственное, что вы сумеете сделать самостоятельно. — это проверить и поменять свечи зажигания. В таком случае в приведенном ниже списке пропустите пункты, обозначенные символом. Они имеют отношение только к регулировке неэлектронных систем зажигания.
Вот перечень всего того, что вам может потребоваться.
Старое одеяло или матрац для зашиты крыла от царапин.
Рабочая одежда. Наденьте что-то. что не жалко запачкать маслом или смазкой.
Очиститель для рук. В главе 2 “Путь к сердцу вашей машины лежит через яшик с инструментами говорилось о том, какой следует приобрести. Лампа-переноска (в крайнем случае — ручной фонарик).
Новый набор свечей зажигания. Необходимо купить по одной новой свече для каждого цилиндра. Никогда не меняйте только часть свечей; это не даст желаемого результата. Если позволяют средства, купите запасную свечу на случай, если уже дома вы обнаружите, что одна из свечей оказалась неисправной, или если вы по неосторожности повредите одну из них, уронив на землю или поломав изолятор при ее установке. В любом слушав ее можно сохранять в наборе инструментов — свечи зажигания всегда могут пригодиться. И не удивляйтесь, если узнаете, что для вашей машины нужно покупать восемь свечей. Есть модели, где в цилиндре установлено по две свечи.
Проникающая и силиконовая смазки. Перед установкой резьбу свечи необходимо слегка покрыть проникающей смазкой. Кроме того, смажьте силиконовой смазкой колпачки высоковольтных проводов, чтобы предотвратить их прикипание к фарфоровым изоляторам свечи.
Плоские или калиберные щупы. Они понадобятся для проверки и установки зазора между электродами свечи ( главу 2 “Путь к сердцу вашей машины лежит через ящик с инструментами”).
Плоский щуп. Необходим .тля проверки и установки зазора между контактами прерывателя ( главу 2 "Путь к сердцу вашей машины лежит через ящик с инструментами”).
Высоковольтные провода (в случае необходимости). Если ваша машина старой марки, проверьте состояние высоковольтных проводов (которые называются еще проводами зажигания). Если они имеют повреждения или потертости, их необходимо заменить в соответствии с инструкциями, изложенным в этой главе. В некоторых новых автомобилях нет никаких высоковольтных проводов. Поэтому не удивляйтесь, что, когда вы спросите о наличии поводов для вашей машины, в магазине ответят, что их не бывает в природе.
Крышка распределителя зажигания (при наличии). Крышки распределителя зажигания обычно служат 80 тыс. км на автомобилях с электронной системой зажигания. При замене покупайте крышки таких производителей, как АС Delco (для General Motor), Mopttr или Champion (для Chyler), Motorcraft (для Ford) и т.д. Дешевые крышки обычно служат недолго.
С Бегунок распределителя (если таковой имеется). Бегунок распределителя нужно обязательно менять при замене крышки распределителя. И опять повторю: при покупке выбирайте продукцию соответствующих производителей.
Прерыватель и конденсатор (при наличии) и смазка для кулачка прерывателя-распределителя. Распределители автомобилей до 1970 года выпуска оборудованы прерывателем и конденсатором, которые необходимо периодически менять. Они могут продаваться отдельно или как ремкомплект для вашей модели автомобиля. Проверьте, нет ли в упаковке с прерывателем маленькой емкости со смазкой, предназначенной для кулачка. Если его нет, купите небольшой тюбик со смазкой — это совсем недорого. Без смазки новый прерыватель не прослужит долго.
Стандартные отвертки. Они описывались в главе 2 "Путь к сердцу вашей машины лежит через ящик с инструментами".
Шуруподержатель. Этот инструмент необязателен, но иногда он незаменим при работе в таких рабочих зонах, как распределитель зажигания, — он помогает удержа л, винт, после того как вы его ослабили, а это снижает вероятность того, что вы уроните его в моторный отсек. (Изображение шуруподержателя можно найти в главе 2 “Путь к сердцу вашей машины лежит через яшик с инструментами”.)
Небольшой набор головок, включающий трещотку и свечную головку. В главе 2 “Путь к сердцу вашей машины лежит через яшик с инструментами” показано, как они выглядят.
Комбинированные ключи. Можно купить ключи, необходимые для работы с распределителем, но небольшой набор ключей всех размеров пригодится при проведении любых работ с машиной. Как купить и исполь
зовать комбинированные ключи, описано в главе 2 "Путь к сердцу вашей машины лежит через ящик с инструментами”.
Тахометр. Это приспособление ( 42-44) используется не только для определения момента зажигания, но и для измерения числа оборотов в минуту (rpm), развиваемых двигателем. Он существенно облегчит вам регулировку системы холостого хода карбюратора. При покупке тахометра обратите внимание на шкалу. Она должна быть отградуирована для измерения как высоких, так и низких оборотов, что позволяет снимать более точные показания. (Он не понадобится вам слишком часто, поэтому его можно занять у соседа.)
Но отсутствие тахометра не должно помешать вам провести все необходимые регулировки. Из этой главы вы узнаете, как делать регулировку, имея только плоские щупы. Я рекомендую использовать тахометр только потому, что он более точен и помогает точнее отрегулировать карбюратор (если ваш автомобиль им оборудован). Но вполне можно обойтись и без него.
Стробоскоп. Это специальное устройство дляпроверки установки момента зажигания на автомобилях с неэлектронным зажиганием ( 45). Этот инструмент нужен не часто, поэтому его тоже можно занять у соседа. Если вы все же решили купить стробоскоп, помните: чем ярче лампочка, тем ярче будет свет и тем легче настроить систему. Неоновые лампы стоят дешевле, но поскольку они подключаются к первичной обмотке катушки зажигания, напряжение на которой сравнительно невысоко, яркость света будет мала, разве что вы будете работать в полной темноте. Ксеноновые лампы дороже, но они работают ярче. Я советую купить дешевые лампочки, попробовать их в работе и вернуть, а затем купить более дорогие, и так до тех пор, пока не добьетесь желаемого результата. При покупке стробоскопа убедитесь в том, что длина провода будет достаточной, а зажимы хорошо заизолированы. что позволит их снять, не подвергаясь воздействию электрического тока. При правильном подключении зажимов лампочка должна периодически включаться и выключаться. Свет необходимо направить на установочные метки, размещенные на шкиве коленчатого вала. Стробоскопический эффект создает впечатление, что эта метка стоит на месте, а это означает, что зажигание на вашем автомобиле отрегулировано правильно. Тонкости использования этого оборудования и установка момента зажигания объясняются в следующих разделах.
Покупка запчастей
Покупка соответствующих свечей зажигания и запчастей для регулировочных работ — дело достаточно сложное: необходимо знать спецификации вашего автомобиля. А для того чтобы узнать эти спецификации, нужна следующая информация.
Вся эта информация обычно приводится в руководстве но эксплуатации, и очень много этой информации можно найти на всяческих табличках и надписях под капотом: на радиаторе, на крыльях или на обратной стороне капота, т.е. везде, где изготовитель думает, что вы их увидите. Например, я знаю одну машину, в которой такая надпись располагается на внутренней
стороне крышки бардачка. Надписи на этих табличках лают еще массу информации о производителе автомобиля, марке краски и т.д., но пока это пусть вас не очень беспокоит.
Производитель автомобиля (например, Ford или Honda).
Модель автомобиля (например, Tauru, Accord и др.)
Год выпуска (например. 1988 или 1999).
Количество и расположение цилиндров в двигателе (например, 4, 6. 8, V-4, V-6 или V-8).
Автоматическая или механическая (стандартная) КПП.
Рабочий объем двигателя. Каков объем каждого цилиндра, когда поршень находится в нижней мертвой точке. (Например, шестицилиндровый двигатель с общим рабочим объемом 3 литра имеет рабочий объем 0,5 литра в каждом цилиндре.) Чем больше рабочий объем, тем больше топлива и воздуха могут набирать цилиндры.
Объем дшпателя старых моделей автомобилей может указываться в дюймах, например 302, 350, 454 и т.д. На новых марках автомобилей объем указывается только в литрах (например, 1,8; 2,3; 5.9) или кубических сантиметрах (например, 2200,3400,3800).
Тип топливной системы. Для карбюраторного двигателя необходимо знать, сколько камер имеет карбюратор. Это может быть одно-, двух- или четырехкамерный карбюратор. Если двигатель инжекторного типа, то необходимо знать тип инжекторной системы — дроссельного типа или многоточечный впрыск. (Все это объясняется в главе б “Топливная система — сердце и легкие автомобиля”.) Оборудован ли автомобиль системой кондиционирования. Это нужно знать при покупке различных запчастей, но не имеет никакого значения при покупке свечей зажигания или частей, необходимых для регул иров- ки системы зажигания.
|