Откуда берутся тюнинговые прошивки?
Когда необходим чип-тюнинг?
Стоит ли овчинка выделки?
Что именно можно улучшить в заводской прошивке?
Насколько сильно вырастет после ЧТ расход топлива?
Что такое чип тюнинг?
Это любое вмешательство в программное обеспечение (ПО) электронного блока управления двигателем (ЭБУ), с целью изменения параметров работы двигателя. Анализ программного обеспечения (далее ПО) СУД приводит к выводу, что многие производители спешат, выводя на рынок откровенно сырой продукт. ПО может иногда содержать откровенные ошибки. Возможности современной СУД остаются невостребованными. Благодаря громадной гибкости электронных систем можно получить улучшение многих характеристик. Подробность описания процесса работы двигателя в современных контроллерах просто удивительна. Разбирая софт на контроллер от Фокус-2, я нашел там 6 таблиц зажигания и достаточно сложный алгоритм определения, какое из зажиганий выбирается.
Как это делается? Перепрограммирование ЭБУ разных типов проводится по-разному. В некоторых блоках необходима замена микросхемы постоянной памяти на другую, содержащую тюнинговую программу; замена ПО в некоторых ЭБУ производится с помощью внешнего программатора, без разборки блока.
Откуда берутся тюнинговые прошивки?
В распоряжении специалиста - тюнера есть специальная программа - редактор калибровок, позволяющая изменять в прошивке таблицы и константы, касающиеся состава смеси, угла опережения зажигания и всего прочего, что позволит мастеру добиться желаемого результата. Это в случае уже изученных ранее систем. В случае, если в руки специалиста попадает новая для него система, то для её изучения используется много различного ПО от специальных инженерных систем до дизассемблера.
Когда необходим чип-тюнинг?
Известно множество случаев, когда зарубежные автопроизводители проводили кампании по отзыву машин с некачественным программным обеспечением. Отечественный производитель не балует нас такими изысками, хотя примеров бракованого ПО - хоть отбавляй. Приведём лишь несколько. Автомобилям семейства ВАЗ-2115 2004-2005 годов выпуска характерен ощутимый провал при разгоне после включения повышенной передачи. Виной тому - ПО контроллера "Январь-7.2", содержащее грубые ошибки. Более поздний заводской софт избавлен от этого недостатка, но обязательного перепрограммирования бракованных контроллеров гарантийными мастерскими не производилось. Зато с нового 2008 года, машины оснащены по стандарту Е3 котроллером М7.3, который еще более богат ошибками. Автомобили "Нива" 2005-2007 годов выпуска. Владельцы жалуются на нестабильный холостой ход и тряску двигателя. Диагностика не выявляет неисправностей, работа мотора улучшается при включении света фар или срабатывании электровентилятора системы охлаждения. Проблема решается чип-тюнингом; исправленного заводского софта пока нет.
Многим "Нексиям" с шестнадцатиклапанным двигателем характерен "не по чину" высокий расход топлива - около 10 литров на трассе и ещё больше - в городе, а новые восьмиклапанные Нексии 2008 вообще могут поражать отсутствием динамики и отличным аппетитом. После перепрограммирования получаем экономию 2-3 литра на сотню при даже лучшей динамике авто. Та же проблема с популярными у нас "Чери-Амулет". Решение то же. Почти все украинские "ЗАЗ-Сенс" глохнут на холостом ходу и страдают рывками при разгоне.
Таких примеров множество, и всегда исправить ситуацию помогает грамотно проведённый чип-тюнинг.
Теперь рассмотрим ситуацию, когда автомобиль оснащается газобаллонным оборудованием. Не углубляясь в науку, отметим, что газовое топливо имеет значительно более высокое, нежели бензин, октановое число. Одним из следствий этого является значительно большее время горения газовоздушной смеси по сравнению с бензовоздушной. Если контроллер будет поджигать газ с тем же опережением, что и бензин, из-за перегрева резко снижается ресурс клапанов и головки блока цилиндров. Кроме этого, не оптимальны мощностные характеристики двигателя и расход газового топлива. Другими словами, при установке газового оборудования перепрограммирование необходимо!
Каких чудес можно ждать от чип-тюнинга? Реальный прирост мощности на турбированных автомобилях возможен до 30%, на атмосферных автомобилях до 10%. Чиптюнингом мы можем увеличить крутящий момент двигателя в зоне малых оборотов, мотор будет более эластичным и тяговитым. Езда в городском цикле, перестроения, обгоны на трассе, все это станет гораздо более комфортным, не надо будет заранее переключаться на пониженную передачу. Другими словами, автомобиль становится легче и приятнее в управлении.
Стоит ли овчинка выделки?
Здесь каждый решает сам. На практике же, люди, поездившие на хорошем нестандартном ПО, почти всегда отвечают на этот вопрос положительно. В любом серьёзном автосервисе, предлагающем данную услугу, можно договориться о "тест-драйве" - пробной поездке с "перешитым" контроллером. В случаях, если машина доработана, установлен спортивный распредвал, свободный выпуск и/или увеличен объем мотора, необходимость точной настройки просто необходима.
Что именно можно улучшить в заводской прошивке?
При проектировании системы управления двигателем и последующей её калибровке разработчикам приходилось учитывать целый ряд не самых благоприятных факторов - начиная с большого разброса качества нашего товарного бензина и заканчивая необходимостью заставить автомобиль выполнять постоянно ужесточающиеся нормы токсичности. Именно поэтому у специалиста-тюнера появляется возможность очень эффективно манипулировать некоторыми топливными калибровками и оставленным заводчанами довольно большим запасом по углу опережения зажигания.
Часто также приходится слышать мнение о том, что лучше, чем сделано на заводе, не сделает никто. На это можно сказать, что это утверждение полная ерунда.
Не повлияет ли ЧТ на ресурс двигателя? Здесь будет уместно сравнение чип-тюнинга с медицинским скальпелем. В руках опытного хирурга он - необходимый в лечении пациента инструмент, но попади он в руки к неопытному студенту или, не дай Бог, психически неуравновешенному человеку, - беды не избежать.
В нашем случае повредить мотору может детонация (она же "звон пальцев", возникает при чересчур раннем зажигании или предельном обеднении смеси) либо полное отсутствие в прошивке ограничителя оборотов - стандартный мотор не рассчитан для работы на оборотах выше шести с небольшим тысяч. И то, и другое может быть следствием неграмотного чип-тюнинга, равно как и заливки в контроллер непроверенной прошивки, скачанной из Интернета. Именно поэтому при выборе специалиста-тюнера лучше всего прислушаться к мнению людей, уже пользовавшихся его услугами.
Насколько сильно вырастет после ЧТ расход топлива?
При правильном подходе мастера и неагрессивной манере вождения - ни насколько. Дело в том, что целью тюнинга является повышение крутящего момента - в первом приближении - КПД мотора, то есть, полезности сгорания топлива. Иными словами, при спокойной езде расход топлива не только не вырастет, но может даже снизиться, зато при движении "педаль в пол" машина, прошедшая ЧТ, поедет настолько же лучше стандартной, насколько больше попросит бензина. Здесь бесплатного сыра не бывает.
Смирнов П. Б.
Другие статьи по теме:
Mi-ray: ИСТРЕБИТЕЛЬ СПОРТКАРОВ
Водитель громкого ДТП отделался штрафом
Каковы заработки приморского ГАИ на техосмотрах
Итоги работы за первое полугодие
Opel Mokka: "Немецкий ответ"
Вечерний беспредел в Абакане (Хакасия) на глазах полиции
В Курагино из-за двух подростков на железной дороге едва не произошло крушение
В Абакане проспект Ленина станет пешеходным
Балтийский штурм-2. Мужское дело.
Ремонт автоэлектроники.
|