1. Водитель обгоняемого автомобиля обиделся и прибавил "газу"
2. У обгоняющего не хватает запаса скорости.
ТЕСТ
1. Со скоростью 80км/час вы нагоняете грузовик, идущий со скоростью 70кмчас. Между вами приблизительно 100м...
2. Настигая автомобиль, вы замечаете, что показался встречный легковой автомобиль. Обгонять в этой ситуации или нет? Что, прежде всего, принимать во внимание, решая этот вопрос?
3. Скорость движущегося навстречу автомобиля определить пока еще не возможно. Как вы поведете себя на участке сближения с обгоняемым автомобилем?
4. Когда вы начнете перестраиваться вправо?
5. Вы поравнялись с грузовиком. До встречного автомобиля еще 200м...
6. Хватит ли вам при этих условиях времени и пространства, чтобы завершить обгон?
7. Пропуская встречный автомобиль, пришлось снизить скорость до 50км/час. Стоит ли, возобновляя обгон перейти на третью передачу?
8. Нужно ли перед этим еще раз взглянуть в зеркало заднего вида?
9. Нужно ли затем подать звуковой сигнал и включить фары?
10. Через сколько секунд, после того, как вы поравнялись с грузовиком, можно вернуться на свою полосу движения (если скорость вашего автомобиля 90км/час?)
Асфальт очистился ото льда и снега, и, сразу же, возросли скорости. У многих водителей появилось желание погоняться на перегонки - "на других посмотреть - себя показать". По первой части известного афоризма мы говорили в предыдущей статье. Теперь давайте поговорим об обгоне.
Обгон - самый ответственный маневр на дороге. А в обстановке, когда навстречу приближается другой автомобиль, ответственность вдвойне. Здесь нужен не приблизительный, а совершенно точный расчет, не примерное, а совершенно четкое представление о том, при каких условиях обгон выгоден и без особого риска выполним, а при каких невозможен.
Конечно, каждый из нас свои действия за рулем рассчитывает. И, тем не менее, при обгонах водители, увы, ошибаются чаще всего. А ошибки эти опасные и последствия их самые тяжелые.
Довольно часто приходиться наблюдать такую картину. Водитель изо всех сил пытается обойти другого водителя, но время течет, а он никак не может выйти вперед. В этом случае возможны два варианта:
1. Водитель обгоняемого автомобиля обиделся и прибавил "газу"
2. У обгоняющего не хватает запаса скорости.
В результате маневр затягивается на сотни метров, а обстановка на дороге успевает существенно измениться. Появляется встречная машина, из-за угрозы столкновения приходится теснить обгоняемого, вынуждать его резко тормозить. А что в финале? Пикирование в кювет, поверьте, еще не худший вариант.
Основная причина аварий при обгонах связана с ошибками при определении пути и времени обгона.
Давайте посчитаем вместе. Предположим, легковой и грузовой автомобили, движутся по шоссе с предельно допустимыми скоростями 90 и 70км/час. Таким образом, темп обгона составляет 20км/час. Согласно Правилам дорожного движения в зависимости от скорости мы обязаны выбрать соответствующую дистанцию. Стало быть, чтобы самому не оказаться в критической ситуации и другому не стать помехой, водитель легкового автомобиля должен начать обгон минимум за 25м до грузовика и на такое же расстояние опередить его. Почему мы взяли расстояние 25м? Потому что, при скорости 90км/час автомобиль проходит его всего за одну секунду, а это как раз время нашей реакции, когда приходится переключаться с одних действия на другие. Итак, со скоростью 20км/час, то есть приблизительно 5сек, вам предстоит преодолеть 60м пути "длину грузовика примем за 10м". Подсчитаем, сколько у вас уйдет на это времени - 60м : 5м/сек=12сек. 12с - вот каким будет минимальное время обгона. За эти 12сек грузовой автомобиль пройдет 240м, а легковой 300м. Если встречный автомобиль приближается с такой же скоростью - 90км/час, то водителю, начинающему обгон нужно иметь, как минимум, около 600м свободного пути.
Из выше сказанного читатель должен сделать для себя главный вывод: при обгоне необходимо обеспечить высокую относительную скорость.
Чтобы понять это, давайте рассмотрим безопасный путь обгона, показанный на рис.1.
Нижний сектор (40,50,60,70) - это скорость обгоняемого автомобиля. Средний сектор - скорость обгоняющего автомобиля и, наконец, верхний сектор - какой путь пройдет обгоняющий автомобиль. Эту таблицу вы сами можете продолжить для скоростей 80, 90км/час и выше.
1 заповедь: если разница в скоростях этих двух автомобилей не попадает в предел 15-20км/час - обгон вообще нецелесообразен.
Конечно, требуемый темп обгона легко поддержать на автомобиле с хорошей динамикой . Поэтому на маломощном автомобиле этот темп можно получит переходом на пониженную передачу. Не бойтесь при скорости 80 - 90км/час перейти с четвертой на третью передачу. Да двигатель взревет, но тем обгона возрастет.
2 заповедь: не преуменьшайте в своих расчетах скорость встречного автомобиля.
Лучше ошибиться в другую сторону. Вернемся еще раз к той ситуации, которую мы уже разбирали. Пусть необходимые 600м для обгона были. Однако ошибка в определении скорости другого автомобиля только на 20км/час сразу отнимает у вас 60м пути, а при разнице скорости всего 10км/час - уже 120м. При более грубых ошибках уже никакое повышение темпа обгона не спасет положение, возникает реальная угроза столкновения.
Вот так и получается иной раз, что водитель резво начав обгон и заняв полосу встречного движения, вдруг экстренно тормозит и резко уходит вправо, как правило, не посмотрев в зеркало заднего вида и не просигнализировав другим водителям о своем неожиданном маневре. Другой водитель, не ожидая этого, что называется, выталкивает автомобиль неудачника под удар встречной машины. Кому нужны такие ситуации на шоссе?
Однако, уметь выдерживать нужный тем обгона и правильно определять скорость встречного автомобиля еще не вся наука. Поговорим о тактике обгона, который можно условно разделить на четыре этапа: подготовка, выезд из занимаемого ряда, опережение обгоняемого и возвращение в прежний ряд.
Подготовка к обгону - уже в процессе сближения, вы должны решить вопрос о том, когда и с какой скоростью будете обгонять. Затем занять правильное исходное положение, не откладывая все это на последний момент (за 50м выберите ту позицию, с которой будет начинаться обгон, покажите сигнал поворота, сместитесь влево, насколько позволяют условия). Взгляните еще раз на спидометр. Если скорость вашего автомобиля снизилась до 40- 50км/час, целесообразно перейти с четвертой передачи на третью. Нужно взять за правило: в любой, даже самой благоприятной обстановке. Выполнять обгон в течение более короткого времени.
Выезд из своего ряда - еще раз бросьте взгляд в зеркало заднего вида - все ли в порядке. Обратите внимание и на поведение водителя обгоняемого автомобиля: не готовится ли он сам к такому маневру? Первый признак этого - снижение им скорости. Это всегда должно настораживать: не думает ли другой водитель поворачивать или объезжать какую-то помеху на дороге. Поэтому не поленитесь, подать звуковой сигнал и дополнительно посигнальте фарами. Выезд из своего ряда осуществляйте на повышенной частоте коленчатого вала двигателя и с достаточным интервалом - не менее одного метра.
Опережение обгоняемого - не обгоняйте в притирку, подумайте о спокойствии того, кого обгоняете, особенно речь идет о мотоциклисте и велосипедисте. При их обгоне интервал должен быть еще больше, так как эти транспортные средства неустойчивы, рыскают по курсу, а их водители то и дело лавируют, объезжая неровности на дорогах. К сожалению, нередко они резко берут в сторону, не посмотрев назад, вот этого и нужно опасаться.
Завершение обгона - не торопитесь с возвращением в свой ряд. Подождите, пока обгоняемая машина покажется в зеркале заднего вида (это 2- 3.сек), а затем спокойно возвращайтесь в свой ряд. Если следом за вами совершает обгон другой автомобиль, а встречный уже близко, моргните приближающемуся навстречу автомобилю фарами и чуть повремените уходить вправо. Это даст ему понять, что не следует повышать скорость, а идущему за вами следом автомобилю позволит встать в строй без помех.
ТЕСТ
В этом тесте смоделирована типичная ситуация при обгоне. Из вариантов ответов выберите на ваш взгляд оптимальный. По таблице подсчета очков узнайте, как можно оценить вашу готовность к выполнению такого маневра.
1. Со скоростью 80км/час вы нагоняете грузовик, идущий со скоростью 70кмчас. Между вами приблизительно 100м. За какое время, двигаясь в том же темпе, вы его настигните?
1- за 5сек
2- за 10сек
3- за 15сек
4- за 20сек
5- за 30сек
6- за 40сек
2. Настигая автомобиль, вы замечаете, что показался встречный легковой автомобиль. Обгонять в этой ситуации или нет? Что, прежде всего, принимать во внимание, решая этот вопрос?
7- скорость обгоняемого автомобиля
8- скорость приближающегося автомобиля
3. Скорость движущегося навстречу автомобиля определить пока еще не возможно. Как вы поведете себя на участке сближения с обгоняемым автомобилем?
9- снизите скорость
10- немного увеличите скорость
11- скорость оставите прежней
12- резко увеличите скорость
4. Когда вы начнете перестраиваться вправо?
13- за 45м до обгоняемого
14- за 35м до обгоняемого
15- за 25м до обгоняемого
5. Вы поравнялись с грузовиком. До встречного автомобиля еще 200м. Какое расстояние потребуется вам, чтобы опередить грузовик и выйти чуть-чуть вперед?
17- 40м
18- 60м
19- 80м
20- 100м
21- 120м
6. Хватит ли вам при этих условиях времени и пространства, чтобы завершить обгон?
22- хватит
23- не хватит
7. Пропуская встречный автомобиль, пришлось снизить скорость до 50км/час. Стоит ли, возобновляя обгон перейти на третью передачу?
24- стоит
25- не стоит
8. Нужно ли перед этим еще раз взглянуть в зеркало заднего вида?
26- нужно
27- нужно, если раньше вы в него не смотрели
28- не нужно
9. Нужно ли затем подать звуковой сигнал и включить фары?
29- нужно
30- не нужно
10. Через сколько секунд, после того, как вы поравнялись с грузовиком, можно вернуться на свою полосу движения (если скорость вашего автомобиля 90км/час?)
31- через 2сек
32- через 4сек
33- через 6 сек
34- через 8сек
35- через 10сек
Таблица подсчета очков
Оценки: 30-60 очков - отлично
25-29 очков - хорошо
20-24 очка - плохо
Другие статьи по теме:
Трагедия на дороге
BRABUS Monoblock F
Зима опять пришла нежданно
Путь в никуда
В ДВУХ СЛОВАХ
ВРЕД И УБЫТКИ: ЕСТЬ ЛИ РАЗНИЦА?
Mazda Kiyora Concept
ОРИГИНАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО!
Очередной концепт Lamborghini
Автомобили Lada Ellada - реальная конкуренция обычным авто?
|