В нынешнем сезоне АР более подробно освещает кольцевые гонки серии Индикар. В своих письмах вы, уважаемые читатели, просите рассказать о пилотах и командах, выступающих в этих соревнованиях, отличиях Инди от Формулы-1. Мы открываем сегодня и надеемся сделать традиционной рубрику «Азбука Инди», в которой обо всем этом будем рассказывать.
исты часто называют Индикар заокеанским близнецом Формулы-1. Машины похожие, правила вроде одни и те же... На самом деле различия этих соревнований весьма велики и максимум, на что может претендовать Индикар — звание двоюродного брата Формулы.
Прежде всего, чемпионат Инди проводит не автомобильная федерация, а ассоциация владельцев команд. Поэтому правила и технический регламент этих соревнований направлены на то, чтобы сделать сами гонки максимально интересными, а участие в них — не столь дорогостоящим, как в чемпионате Формулы.
А как сделать гонку зрелищной? Очень просто — можно устроить ее на овале. Овальный трек — типично американский автодром в виде эллипса, длиной, как правило, в одну милю. Дистанция на первый взгляд кажется однообразной, не зря шутят, что гонщики в Штатах умеют поворачивать только налево. Но овал для спортсменов не прост! Профиль
трассы дает возможность не снижать скорость в повороте — центробежная сила не выталкивает машины с асфальта, а прижимает их к нему.
Но кто-то все равно едет медленнее, а длина овала невелика. Поэтому довольно быстро лидеры начинают обгонять отстающих на круг и более. Это вам не Формула, где судьи на каждом повороте машут «круговыми» синими флажками: давай, мол, дорогу мэтрам! Здесь иногда приходится лавировать между десятком других машин, пилоты которых вовсе не горят желанием уступать дорогу более быстрым соперникам. Непревзойденный мастер борьбы в такой толпе — Майкл Андретти. В Фениксе, на овальном треке, он дважды обгонял Пола Трэйси именно в те моменты, когда им приходилось проходить плотную группу других гонщиков.
Зато Трэйси каждый раз возвращал себе лидерство во время рестартов, которые на овале нередки. Ведь обочин у трека нет, и остановившиеся по каким-то причинам машины нужно оттаскивать в боксы с помощью грузовика-эвакуатора. В это время остальных участников гонки водит по трассе пейс-кар, а потом дается повторный старт. Впрочем, такое часто бывет не только на овалах. Но об этом — в следующий раз.
Забудем?
С одной стороны, горючее Elf, которым пользовались в Бразилии Williams и Benetton, правилам не соответствовало. Поэтому команды эти оштрафованы на 200 тысяч долларов. Но с другой стороны, Шумахер и Култхард, опередившие всех на машинах, заправленных «незаконным» топливом, оправданы и получили назад свои очки.
Именно такое решение принял состоявшийся 13 апреля в Париже апелляционный трибунал Всемирного совета FIA. Разгадывать аргументацию авторов этого решения бесполезно даже любителям логических головоломок.
Но одно не подлежит сомнению — это компромисс, который устроил почти всех. Williams, Benetton и Elf больше не обвиняют FIA в некорректной процедуре анализа топлива, а Михаэль Шумахер не грозит обидчикам уходом в Индикар. С другой стороны, федерация официально высказала мнение, что нарушения в составе бензина вовсе не были сознательной попыткой добиться победы незаконными путями.
Наиболее пострадавшим оказался Герхард Бергер. Из лидера чемпионата он в одночасье стал лишь пятым. В Кубке конструкторов, однако, очки ко- мандам-нарушителям не возвращены, поэтому Ferrari не должна себя чувствовать обиженной...
Итак, все или почти все довольны? Видимо, так. Если не считать миллионов любителей автоспорта во всем мире, которые вряд ли получают удовольствие от того, что победители гонок определяются спустя несколько недель после финиша.
Теперь лидирует Михаэль Шумахер с 14 очками, второе место занимает Дэмон Хилл (10 очков), затем следуют Алези (8 очков), Култхард (6 очков) и Бергер (5 очков).
Топливный кризис?
Когда-то недостаток энергоносителей серьезно изменил автомобильную жизнь в США. Практичные американцы перестали покупать прожорливые дорожные дредноуты, которыми всегда так гордились. И, морщась от тесноты, влезали в европейские и японские машинки, потреблявшие гораздо меньше подорожавшего горючего. Все это давным-давно позади, в Америке опять предпочитают ездить в больших машинах.
|