При пропускании постоянного электрического тока через так называемый термоэлемент, состоящий из пары разнородных проводников или полупроводников, в нем происходит существенное изменение температуры как в сторону увеличения, так и уменьшения, то есть можно на выбор получать тепло либо холод.
Первоначально этот физический феномен использовали конструкторы космической техники. Причем одновременно в СССР и США. Теперь же изобретение спустилось с небес на землю, став основой принципиально нового бытового прибора, который по привычке назвали холодильником. По сути новинка - это термокамера, позволяющая подогревать или охлаждать продукты и поддерживать их температуру на заданном уровне. Общепринятого названия у прибора пока нет ни в русском, ни в английском языках.
В отличие от хорошо известных нам холодильников, в термокамере нет экологически опасных газов (фреонов/хладонов), нет испарителя и конденсора, нет компрессора и трубок. Единственный механический элемент - маломощный электромотор, приводящий в действие миниатюрный вентилятор.
Новый агрегат не боится тряски, может работать в любом положении. Для его питания достаточно 12/24 вольт. Сам бог велел использовать его в автомобиле.
Конечно, по производительности это переносное или автомобильное устройство не сравнишь со стоящими в наших кухнях, но не будем забывать, что задействованы дорогие космические технологии. Повышенная мощность обернется возросшей ценой и быстрой разрядкой аккумулятора машины. Поэтому не стоит ждать от новинки чудес, льда в ней летом не наморозишь.
Нормальные температурные режимы: либо на 40° выше окружающего воздуха, либо на 20' ниже. Корпус изделия обычно обладает хорошей теплоизоляцией, поэтому полученные при работе условия будут сохраняться и некоторое время после отключения от бортовой сети, как в термосе. Замедлить процесс выравнивания температур можно в ущерб полезному объему, разместив внутри «аккумулятор холода» - емкость, содержащую насыщенный раствор соли, обладающий повышенной теплоемкостью. Таким образом охлажденные (подогретые) продукты даже можно унести на некоторое расстояние от «базового» автомобиля, катера, самолета, наконец.
Воспользовавшись соответствующим выпрямителем, несложно трудоустроить прибор и в домашних условиях, на даче, в офисе.
География
Эта наука тесно связана с применением термокамеры - вещи, незаменимой в путешествии. Но мы подойдем к предмету с другой стороны - посмотрим, откуда поступают новые бытовые приборы на российский рынок.
Не знаю, может быть на раскрутке изделия сказалась любовь астронавтов НАСА к холодному пиву, но наибольшую популярность автомобильные холодильники-подогреватели приобрели в США. Comtrad, Koolatron, IGLOO и другие исправно служат сотням тысяч американских водителей. Обширную номенклатуру приборов последней из названных торговых марок продвигает в России московское ООО «АГА Туле Бренч».
Представлены на нашем рынке и ведущие европейские производители – Camping Gaz(Франция) и Electrolux(официально - Швеция, фактически - Чехия).
Пути следования цивилизованных товаров нам проследить не удалось. Зато совершенно ясно, что ширпотреб от InnotechInt. Со. везут челноки из Китая.
А как же ведущая космическая держава? Иностранному нашествию успешно противостоит питерское ЗАО «Дигар», освоившее производство «автомобильных холодильников» четырех моделей. Причем термоэлектрические модули - родные, разработанные петербургской инженерно-производственной фирмой «Криотерм» (бывшее НПО «Квант»), а корпуса везут из Сингапура. Парадокс: наукоемкое изделие нам по плечу, а вот красиво отлить кусок пластмассы - не получается.
|