ВОЗИТЕ деньги броневиками! Казалось бы, в наше неспокойное время это должно было стать, — во всяком случае, в центральных городах, —аксиомой. Аннет. Если в прошлом году налетчики, запугав инкассаторов одного из коммерческих банков, просто-напросто угнали «девятку» с выручкой, то теперь все чаще звучат выстрелы — как правило, по незащищенным машинам коммерческих банков. В марте столичные бандиты расстреляли ВАЗ шестой модели с двумя инкассаторами, забрав рекордную сумму — 600 тысяч долларов и 200 тысяч немецких марок; только что в Подмосковье из Жигулей, ранив водителя, умыкнули 47 млн. рублей...
Словом, ясно одно: деньги и ценности гораздо безопаснее возить на специально оборудованных, защищенных автомобилях. Авторевю по мере сил отслеживает поступление новых марок подобных спецмашин на наш рынок, и теперь с уверенностью можно сказать: выбор огромен. По нашим данным, бронеавтомобили — от Нивы до КамАЗа — выпускают (или готовятся выпускать) минимум десять отечественных фирм, а об «иностранцах» и говорить нечего. Поток предложений о продаже броневиков буквально хлы
нул в нашу страну, и не слишком искушенным покупателям бывает весьма и весьма трудно при выборе.
Бизнес есть бизнес — броневики продают в России не только официальные представительства и дилеры фирм-бронировщиков, но и многочисленные «серые импортеры». Разумеется, лучше всего брать машину у первых двух категорий продавцов. Здесь можно заказать необходимую комплектацию, выбрать оборудование, да и вообще — быть застрахованным от того, что красивый с виду фургон защищает только от пулек пневматической винтовки и «сыплется», пройдя тысячу- другую километров. (Примерно так и случилось с одним межбанковским объединением, которое купило броневики «слева», изрядно переплатив. Машины пришли с низкопрофильной подвеской, совершенно не подходящей для наших дорог, а вместо отсутствующих сидений для охранников пришлось ставить обычные стулья.)
Недавно список серьезных продавцов инкассаторских автомобилей пополнился еще одним именем: в Москве открылся офис канадско- американскоифирмы
Armet.
Sentry
Ее президент, приехав в столицу, был потрясен: «Что за броневики ездят по вашим дорогам? У одного даже не запирается замок бензобака, а другой можно вскрыть как консервную банку — его отсек для денег вообще не бронирован!» Но, прежде чем пойдет речь о машинах, которые выпускает сам Armet, вкратце расскажем про то, как они появляются на свет.
КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ
Компания Armet Armored Vehicles, то есть Бронированные машины Armet, существует с 1982 года и имеет заводы в Канаде, США и Ирландии (максимальная мощность канадского отделения — 100 машин в год, американского — в десять раз больше). Заправляет всем хозяйством бывший полисмен Уильям Уайт, под стать ему и сотрудники КБ: полицейские, офицеры военной разведки, специалисты по оружию и по защите от него.
Проектируют бронеавтомобили с помощью компьютерной системы CAD-CAM, но прежде чем машины «оденут» в броню, все защитные материалы проходят баллистическую проверку, а потом металл «кроится» с помощью того же компьютера плазменным резаком.
В «оружейке» фирмы есть практически любое ручное оружие: сейф, битком набитый пистолетами и револьверами, охапка полицейских ружей, автоматы, но стандартные испытательные средства — винтовки М14 (патрон NATO 7,62x51 мм), М16 (патрон NATO 5,56x45 мм), отечественные автомат Калашникова и карабин СКС (патрон 7,62x39 образца 1943 года со стальным сердечником).
Материалы, выдерживающие удар этих пуль, по классификации фирмы носят уровень защиты III: согласитесь, что «калашниковская» пуля со стальным сердечником, да еще выпущенная из карабина с более длинным, чем у автомата, стволом — это очень серьезно.
Основные защитные материалы — 4,6-мм армейская спецсталь (часто она сочетается с вязким пластиком BCF), 32-миллиметровые бронестекла с поликарбо- натной «прослойкой», 6- миллиметровый противо- осколочный полированный алюминий, а в некоторых случаях еще и кевлар, лек- сан, полимеры, углеродное волокно, силиконокерами- ка...
Бронируют и дорабатывают машины в цехах вручную, но, независимо от заказа, существует несколько типично
«арметовских» особенностей.
Базовое шасси — будь то Ford, Jeep или легковой Lincoln — Armet не покупает у ближайшего дилера, а заказывает непосредственно на фирме в усиленном исполнении heavy duty, и, несмотря на это, дополнительно усиливает его при бронировании, включая подвеску, дополнительный радиатор для охлаждения масла трансмиссии и т. д.
У всех машин, кроме кузова (он предварительно прокладывается тепло- и звукоизоляцией) и топливного бака, обязательно бронируется двигатель с помощью стальных пластин, установленных в передних крыльях и в нескольких местах поперек моторного отсека; по желанию можно поставить и стальные жалюзи-пулеотра- жатели за решеткой облицовки радиатора. А лобовое стекло всегда монтируется так, чтобы сохранить его обдув теплым воздухом.
По заказу можно поставить не только маяк, мощную сирену, Си-Би FM радиостанцию ит. д., но, например, систему из двух защищенных аккумуляторных батарей, где питание автоматически «перебрасывается» с одной на другую. А если обычные колеса заменить на специальные Hutchinson, то броневик даже с простреленными шинами сможет пройти «на о бодах» около 80 км при скорости 105 км/ч — пока не начнет рваться протектор.
Бойницы броневиков весьма необычны. Если открыть крышку, то видно, что отверстие закрыто прозрачной перегородкой из хрупкого пластика (она, кстати, герметична — отравляющие газы машинам не страшны). Зачем?
Оказывается, в Канаде охранника, высунувшего «от скуки» ствол револьвера в боиницу, ждет та-акой штраф... Когда Уильям Уайт осматривал первую машину, работающую в России, он внезапно увидел, что перегородка в бойнице между водителем и отсеком :охраны разбита. «Что случилось?» — спросил Уайт у начальника охраны. Тот потупился: «Сигарету передавали»... Ответ был кратким, но энергичным: «I f..ck you!»...
И, наконец, последняя особенность. Все машины Armet, поступающие в нашу страну, будут иметь следующие дополнения: держатели номеров по стандарту России, более широкую горловину бензобака, таблички и инструкции к спецоборудо- ванию на русском языке.
SENTRY
Модель Sentry, «часовой»
—основной козырь фирмы в России, поскольку просторный кузов и грузоподъемность около 2 тонн — как раз то, что нужно инкассаторам. Мы в течение недолгого времени познакомились с одной из этих манпш (в том числе на ходу) и можем подтвердить: действительно, удачная конструкция.
Основой для броневика служит Ford Econoline, а точнее Е-350 Cargo Van в исполнении heavy duty (о базовой модели мы писали в АР № 3, 1993). На машине стоит V-об- разная бензиновая «восьмерка» мощностью 200 л. с. и 4-ступенчатая автоматическая КПП, но можно заказать 230-сильную модификацию или дизель мощностью 185 л. с., а для плохих дорог
—полный привод и раздаточную коробку.
|