Допустим, случилось чудо, мы вступили в ВТО, и лет через десять в райцентре Упупинск появилась возможность купить иномарку по цене «Лады». Предположим также, что в районе есть достаточно граждан, которые все эти годы усердно удваивали ВНП и скопили достаточно средств для такой покупки.
И что, честный труженик Вася побежит за «Ниссаном» или «Фольксвагеном»? Вряд ли — и что он с таким счастьем делать будет, когда оно непременно сломается, если не на колдобине, то после заправки «паленым» бензином? А эти беды искоренить в означенные сроки никто не обещал, как и охватить всю страну фирменным сервисом. Хоть какое-то ТО с необходимой диагностикой можно провести в областном Задрипенске, но до него — полета верст и все лесом. И купит честный Вася и даже не очень честный Петя до боли родное несчастье родом с берегов Волги, поскольку нет у него альтернативы в глубинке. Спрашивается, раз АвтоВАЗ «сотоварищи» не проиграет гонку за покупателем, даже если побежит задом наперед, так чего же ему из кожи вон лезть? Но дабы послезавтра не смотреть на Мерседес, как на чудо, сегодня необходимо открыть кингстоны, чтобы утопить крыс. Только не надо опять торить «свой путь» — отработанный алгоритм действий подлежит лишь минимальной корректировке.
1. Необходимо исключить влияние дилетантов вроде «доктора рабочих наук» депутата Шандыбина, ничтоже сумняшеся заявляющего: «Если мы производим танки и самолеты, то лучший в мире автомобиль всегда сделаем». Недопустима также пропаганда профессионалами ранга Каданникова домысла, что по соотношению цена/качество мы находимся в первой тройке. Если только с конца, поскольку и цена растет, и качество не улучшается, а о безопасности говорить страшно.
2. Надо немедленно прекратить порочную практику создания тепличных условий предприятиям, балансирующим на грани банкротства. Общество вынуждено дотировать сельское хозяйство и социально-бюджетную сферу, но не потенциально конкурентоспособные отрасли промышленности. Напротив, тех, кто хотя бы старается не сидеть на шее у государства, нужно «премировать» льготами — заразителен не только дурной пример.
3. Нужны санкции к нарушителям антимонопольного законодательства. Повышение цен не по объективным причинам, а в связи с ростом спроса, спровоцированным прекращением ввоза подержанных иномарок, должно жестоко караться.
4. Для притока инвестиций необходимо на государственном уровне гарантировать стабильность законодательства и равенство всех субъектов рынка независимо от их национальной принадлежности. Нельзя запрещать иностранцам вывозить прибыль, но нужно всячески помогать тем, кто вкладывает полученные средства в развитие производства.
5. Необходимо акцентировать внимание на развитии сопутствующей инфраструктуры, что не только облегчит жизнь потребителю, но обеспечит рост занятости в проблемных регионах. Государственного финансирования для этого не нужно — предоставьте ВР или «Лукойлу» льготное налогообложение, и эти компании будут развивать сеть заправок и следить за качеством, как за досугом любимой жены.
6. Членство в ВТО должно стать важнейшим государственным приоритетом. Без него после 2005 г., когда ожидается окончательное формирование пакета законов о международной торговле, Россия станет страной-изгоем, иметь дело с которой будет считаться небезопасным. Кстати, и принимать правила игры будут без нашего участия.
И последнее, самое трудное. Для собственного блага нашим автозаводам необходимо отказаться от погони за сиюминутной выгодой и сконцентрироваться на перспективных проектах с привлечением зарубежных партнеров. Иначе в условиях свободной конкуренции не выжить. Для обеспечения текущих потребностей рынка придется согласиться на возвращение секонд-хэнда и появление новых иномарок по приемлемой цене. От государства взамен можно потребовать если не прощения, то реструктуризации долгов. Это болезненно, но день пасхального поста стоит ста простых молитв.
|