В ЭТОМ году Tallinn Neste ралли вернулось в обжитые места — в район Пяр- нусского шоссе, совсем неподалеку от города. Общая длина трассы составляла около 430 км и включала 12 скоростных участков (до- пов) протяженностью около 150 км.
Старт проходил на знаменитом Певческом поле в Таллинне. Зрители расположились в огромной раковине сцены, а перед ними выстроились машины участников. Здесь же, в проходах между скамьями зрительного зала, там, где обычно сидят люди, пришедшие на концерт, проложена трасса первого допа. Между прочим, это совершенно необычная картина, такой скоростной участок: каждая машина по три раза проезжает на большой скорости перед болельщиками.
На первом допе вне конкуренции был финский экипаж Себастьян Линдхольм— Фредрик Эклунд на автомобиле Ford Escort RS Cosworth (группа A6). Их соотечественники Саку Виеримаа— Хассе Кальстрем на автомобиле Ford Sierra Cosworth 4x4 проиграли 4 секунды, и еще на одну секунду отстали Николай и Игорь Больших на BMW М3. Но их машина на трассе этого допа (да и всех других тоже) смотрелась очень эффектно: ведь клас
сический задний привод заставляет пилота ехать более размашисто, зрелищно.
Начало было красивым. Но только этот доп имел асфальтовое покрытие, все остальные — это традиционные гравийные дороги, где полноприводныеFord,
Mitsubishi, Toyota и прочие монстры будут иметь безус
ловное преимущество над BMW братьев Больших. Да и автомобили группы N зачастую имели двигатели мощностью 320—350 л. с.
Так оно, собственно, и произошло. Уже на втором допе братья проиграли победителям (все тем же финнам) 16 секунд. Потом — еще 19 секунд, еще 32 секунды. В об
щем, после первого круга ралли, состоявшего из четырех допов, они заняли 8-е место, проиграв лидерам 1 минуту 12 секунд.
Признаюсь, я хоть и болел за своих, за братьев Больших, такая диспозиция меня нисколько не огорчила, поскольку я был почти уверен, что они или сойдут с трассы из-за поломки, или займут, в лучшем случае, место во втором десятке. Уж слишком много машин заводской подготовки стартовало в этом ралли!
Первый же доп второго круга закончился для братьев проигрышем лидеру — экипажу Линдхольма — еще 8 секунд. Да и на всех последующих скоростных участках они то поднимались до 7- го места, то спускались до 12—13-го мест. Результат закономерный, ибо их BMW давно уже морально устарел, и его место, конечно, не на раллийных трассах, а на кольцевых, где он на равных борется и побеждает.
Итак, 9-е место в «абсолюте» и 3-е в классе, очень неплохо! Особенно если учесть, что победитель ралли Линдхольм и еще некоторые финские гонщики входят в так называемый «лист приоритета» FIA, и их фамилии стоят следом за знаменитыми Канккуненом, Ватаненом и др.
Меня же порадовала слаженная работа всей команды Больших. Правда, лишь один
раз механикам пришлось потрудиться в поте лица, когда на 26-километровом допе Пайяка Николай налетел левым передним колесом на невидимый в пыли камень. Удар был очень силен и машина получила повреждения, но это не помешало финишировать.
Во всех остальных случаях механики проводили чисто сервисные работы: проверить, долить, протереть и т. д.
Очень полезен команде и доктор-невропатолог, кандидат медицинских наук Рустем Самигуллин . Он очень тонко чувствует момент, когда необходима его помощь: легкий массаж плечевых и шейных мышц, «задубевших» от напряженного сидения за рулем, помогал гонщикам «выкладываться» на каждом скоростном участке.
Я хорошо помню, как года четыре назад братья Больших впервые предстали в составе профессиональной команды ЗИЛ-Schtal. Два BMW М3 — боевой и тренировочный, два VW LT40 — автобусы-технички, да еще и Toyota Land Cruiser в придачу. Было тогда чему удивляться! Это был уровень, недостижимый для большинства советских автогонщиков. Теперь уже и завод не тот (чаще стоит, чем работает), да и фирма Schtal AG уклонилась от дальнейшего сотрудничества. Но появилась другая фирма — Parma Trading Со. Ltd с Кипра, которая и поддерживает команду. А еще ходят упорные слухи (которые братья Больших никак не комментируют), что скоро они обзаведутся новенькой, специально подготовленной Subaru. Вот тогда, я думаю, можно будет бороться за место и повыше девятого.
А что другие российские экипажи? Известный раллист из Санкт-Петербурга Андрей Герасенков стартовал на автомобиле Toyota Celica Turbo 4 WD/2000 GT
Four. Для него это была вторая гонка на этой машине — за несколько недель до этого он участвовал в ралли Сестро- рецк (5-е место). Сам Андрей говорил, что для него важен не результат, а возможность изучить машину в боевых условиях, да и просто научиться ездить на полном приводе. Видимо, по этой причине он не стартовал со своим постоянным штурманом Николаем Яковлевым, а уступил настойчивым просьбам своего коммерческого директора — очаровательной Лены Прутков- ской. И, если бы не удар о тот же злополучный камень на допе Пайяка, стоивший «жизни» передней подвеске их машины, финиш не оказался бы столь разочаровывающим: петербуржцам пришлось прекратить гонку.
Еще один экипаж из Москвы стартовал на уникальном для такого ралли автомобиле — АЗЛК-2141. Во всех протоколах Альберт Наполов— Николай Вержеховский значились как гонщики Aleko Rally Team. Но то была лишь формальность. На самом деле их участие состоялось лишь благодаря поддержке небольшой коммерческой фирмы. И то, что ребята сумели финишировать (26-е место) и проиграть победителю «всего» 22 минуты — это чуть ли не спортивный подвиг. Ибо трасса ралли была очень сложной.
Как и всегда, Tallinn Neste Rally было прекрасно организовано. И это стало поводом для финских гонщиков- победителей и их земляков- журналистов на заключительной пресс-конференции предложить идею проведения этого ралли уже в будущем году в качестве этапа чемпионата Финляндии.
Если это произойдет, то, надо думать, в Гдллинн приедут многие российские гонщики. А уж братья Больших будут точно.
|