НЕМНОГО
ИСТОРИИ
Чуть менее 16 лет назад — в июле 1978 года — Fiat Auto S.p.A. и PSA Peugeot Citroen подписали соглашение об образовании совместного предприятия по производству развозных фургонов грузоподъемностью от 800 до 1800 кг. А уже в 1981 году ожили производственные линии завода в Валь ди Сангро (Италия). Владение новым предприятием SEVEL от французского Societe Europeenne de Vehicules Legers SpA илиот итальянского Societa Europea Veicoli Leggeri — буквально Европейское общество по производству автомобилей малой грузоподъемности) разделили, что называется, по-братски: 50 % контролирует Fiat и 50 % — PSA (последнюю цифру поровну делят Peugeot и Citroen).
Кооперация вышла что надо: с выбором типа автомобилей фирмы попали в точку, поскольку с 1984 года рынок развозных фургонов и микроавтобусов стал активно развиваться. Со сборочного конвейера сходили похожие как две (точнее, три) капли воды модели Fiat Ducato (некоторые пассажирские модификации обозначалисьтакже
Talento), СИгоёп С25 и Peugeot J5 — разница была лишь в незначительных деталях. Начав с производства 100 автомобилей в день, этот показатель довели до 350 в 1983 году и до 500 — в 1987 году.
Нынче, правда, времена в Европе не те. Спад в автомобильной промышленности в течение последних двух лет не обошел стороной и этот сектор рынка — продажи автомобилей такого класса упали с 728000 в 1991 году до 576000 в 1993 году. Тем не менее в ближайшие годы ожидается новый подъем с ростом продаж к 2000 году до 900000 автомобилей в год. Пока в Ев
ропе самыми емкими для развозных автомобилей и микроавтобусов остаются рынки Германии (35 % от числа продаж в Западной Европе), Франции (13 %), Италии (10 %) и Великобритании (14 %).
ГАММА
Новые модели будут выпускаться под новыми именами: Citroen получил имя Jumper (в переводе с английского — скакун; на фирме, похоже, твердо решили отойти от сухих буквенно-цифровых обозначений своих автомобилей, а начали с модели Xantia), Peugeot называется Boxer (намерения этой машинки ясны без перевода), и только Fiat оставил имя прежним — Ducato — желая, видимо, сохранитьудачный
имидж прежней модели.
Новые фургоны, микроавтобусы и легкие грузовики продолжают развивать сформировавшуюся философию своих предшественников без каких- либо принципиальных изменений, только на более высоком, современном уровне. ,Автомобили охватывают сегменты К2 (объем фургона от 6 до 9 куб. м, грузоподъемность от 900 до 1400 кг) и КЗ (объем более 9 куб. м, грузоподъемность более 1400 кг) рынка грузовых автомобилей, что составляет 91 % всего сектора К. Лидируют в Европе в этих сегментахфирмы
Volkswagen, Ford и Mercedes-Benz, а наши герои довольствуются пока средними ролями, что, впрочем, тоже почетно.
Диапазон модификацийавтомобилей
Jumper, Ducato и Boxer очень широк и делится на 2,7-, 3,1- и 3,5-тон- ные по полной массе (соответствующее внутризаводское обозначение 27, 31 и 35), по трем базам — 2850, 3200 и 3700 мм, на шесть типов кузов и три их различные внутренние высоты — 1562, 1881 и 2115 мм .
ТИПЫ КУЗОВОВ
За годы производства прежних моделей типажный ряд оброс огромным количеством модификаций. Новые автомобили не сталиисключением.
Jumper, например, будет выпускаться в 58 модификациях. Полный диапазон включает фургоны (закрытые и застекленные), пассажирские варианты Combi (на 5—9 человек), бортовые грузовики (прежняя модель С25 выпускалась даже с самосвальным кузовом — не исключено, что и Jumper чуть позже заимеет такой же).
Другие модификации разработаны под специализированные кузова: шасси с одиночной и двойной кабиной, которое может быть выполнено как с обычной лонжеронной рамой, так и с платформой пола (последний вариант можно представить, «срезав» у фургона сразу за
кабиной обе боковины, крышу и заднюю часть, оставив лишь платформу и арки задних колес). Для любителей поразвлекать- ся конструированием полностью оригинальных специализированных кузовов (а небольших фирм, занимающихся изготовлением кемперов, инкассаторских машин и другой подобной продукции, в Европе хватает) предусмотрены варианты «ходового» шасси без наружных панелей кабины и даже без сидений (каркас кабины и оборудование — панель приборов, рулевое колесо — сохранены, правда, без изменений).
Если учесть, что прежние модели имели еще и полноприводные модификации, то в самое ближайшее время новая гамма может значительно пополниться. Кроме того, этому расширению скоро поможет сдвижная дверь (за дополнительную плату) по левому борту, которая пока не предусмотрена.
ДИЗАЙН
Разрабатывая кузов, конструкторы, естественно, стремились создать современный сбалансированный облик, сочетающий стильность, комфорт и хорошие аэродинамические показатели. Последнее удалось на славу: для такой крупной машины (ширина 2 м, а высота и того больше) коэффициент аэродинамического
сопротивления, равный 0,35, — прекрасное достижение и на сегодня один из лучших показателей.
Все автомобили, за исключением некоторых мелочей, идентичны. Вся разница — в оформлении узкой полоски решетки радиатора с эмблемой одной из трех фирм.
Сохранена «полукапот- ная» схема, как наилучший компромисс между функциональностью, безопасностью и современным дизайном. Интересно решены стекла передних дверей с пониженной передней частью (раньше тоже применялось аналогичное решение, но сама форма окна была выполнена в более «прямоугольном», как и весь автомобиль, стиле). В левой боковине хорошо заметна крышка заливной горловины топливного бака (прежде она находилась здесь же,, только была без какой-либо защиты).
Похоже, немного пере- тяжелен мощный передний интегрированный бампер. И если на фоне темного кузова это не так бросается в глаза, то на светлом это заметно, поскольку бампера в любом случае выполняются черными. Попутно отметим, что цветовое оформление предлагается в восьми вариантах — от простого белого до голубого металлика.
Удачно вписано в обводы кузова новое световое оборудование, особенно
задние фонари. Они ютятся буквально на самом углу кузова, что, во-первых, дает возможность сделать гораздо шире задние двери (ширина’проема 1562 мм), а во-вторых, делает фонари хорошо заметными сбоку. Может быть, несколько утеряна индивидуальность из-за слегка раскосых «японообразных» передних фар.
В общем, внешний вид неплох. По крайней мере не хуже, чем у своих ближайших преследователей — моделей Ford Transit, Volkswagen Caravelle/Transporter и Mercedes-Benz Tl. А вот сможет ли новая троица с показателем «не хуже» занять достойное место под солнцем, сказать трудно. Впрочем, модели C25/Ducato/J5 тоже особым изяществом не отличались, но нашли-таки своего покупателя.
КУЗОВ
При проектировании конструкции кузова была использована система CAD/CAM (компьютерная поддержка проектирования и производства), гарантирующая идеальное качество разработки. Несущая система — лон- жеронная рама; кроме того, кузов усиливают мощные арки на границе раздела кабины и кузова, а также в грузовом отсеке. Для большей жесткости крыша имеет ребристую форму. По сравнению с
предыдущими моделями сопротивление кузова на кручение удалось увеличить на 25 %, а на изгиб — на 60 %.
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Автомобиль, как и предшественники, переднеприводный. Двигатель расположен поперечно и собирается в один блок с трансмиссией и передней подвеской. Это — для облегчения сборки автомобиля на конвейере и для увеличения жесткости крнструк- ции. На выбор предлагаются несколько двигателей, главным образом, дизельных. Так, СНгоёп оснащается либо 2-литровым бензиновым, либо 1,9-литровым дизелем с турбонаддувом или без, либо 2,5-лит- ровым дизелем, также возможным в атмосферной и наддувной версиях. Первые три двигателя — из хорошо известного семейства бензиновых и дизельных двигателей XU. Они развивают мощность соответственно 110, 71 и 92 л. с. и максимальный крутящий момент 168, 120 и 196 Нм.
Два последних дизеля с тремя клапанами на цилиндр представляют собой новейшие агрегаты. При рабочем объеме 2446 куб. см эти моторы имеют максимальную мощность 86’и 103 л. с. и максимальный крутящий момент 153 и 230 Нм соответственно. Турбонаддувный двигатель — с каталитическим
нейтрализатором отработавших газов.
Все двигатели удовлетворяют требованиям ЕЭК СЮН, которые вступят в силу с 1 октября 1994 года. С ними автомобиль имеет максимальную скорость от 123 до 144 км/ч.
Применены два типа КПП. Первая — из семейства ME — заимствована у автомобиля Citroen ХМ V6 (она устанавливается, кроме того, на Peugeot 605 и 405Т16), как удовлетворяющая характеристикам двигателей. Вторая — из семейства MG, новая разработка и рассчитана на значительно большие нагрузки, чем может дать любой из пяти двигателей. Это говорит о том, что в будущем гамма двигателей расширится. Обе КПП ручные, 5-ступенчатые.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Передняя подвеска — псевдо-McPherson с коваными поперечными рычагами и отрицательным плечом обкатки колес Все варианты моделей 27 и 31 оснащены к тому же стабилизатором поперечной устойчивости.
Конструкция задней оси принципиальных изменений не претерпела. Как и на предыдущей модели применена зависимая подвеска на продольных листовых рессорах. Только теперь вместо пакетов применены однолистовые рессоры. Это уменьшило массу конструкции и устранило шум при ее работе из-за отсутствия трения между листами. Связующим элементом между колесами служит балка прямоугольного сечения, которая лежит ниже центра колес для понижения пола грузового отделения — погрузочная высота всего 550 мм.
Тормозная система — двухконтурная, с вакуумным усилителем. Спереди — диски (вентилируемые для 2,5-литрового турбодизеля и для всех версий 35), сзади — барабанные. Как дополнительное оборудование предлагается антиблокировочная система тормозов Bendix, а еще гидроусилитель рулевого управления (стандарт на версиях 35).
КОМФОРТ, БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЯ
При проектировании машины взяли лучшее от старых моделей, допол
нив эти достижения современными разработками.
Рычаг стояночного тормоза сохранен слева от водителя, а рычаг КПП расположен... на центральной консоли. Управление КПП осуществляется через два тросика, что повышает точность переключения передач, не передает на рычаги вибрации, а главное — позволяет с комфортом разместить в кабине трех человек.
Широкие задние распашные и боковая сдвижная (сбоку распашные, как раньше, не применяются) двери обеспечивают свободный доступ в грузовой отсек. Кстати, расстояние между арками задних колес — 1388 мм — рекордное в Европе для данного класса.
Пассажирское пространство сконструировано так, чтобы обеспечить выживание пассажиров при авариях — автомобиль полностью удовлетворяет европейским нормам на фронтальнре столкновение. Рулевая колонка — травмобезопасная, на всех моделях используются инерционные ремни безопасности, регулируемые по высоте и закрепленные на сиденьях. В стандартное оборудование входят подголовники на всех сиденьях и защитная решетка, предохраняющая водителя от падения груза при торможении. Чуть позже за дополнительную плату можно будет установить натяжители ремней и надувную подушку безопасности для водителя.
Для защиты от коррозии 70 % кузовных деталей гальванизировано, причем 54 % — с двух сторон. Все пластмассовые и резиновые детали массой более 50 грамм маркированы для последующей сортировки и переработки. Будут перерабатываться и стекла. В конструкции не применены фтороуглеродистые соединения, кадмий, асбест и другие вредные вещества.
Планируемое производство на 1994 год — 95000 автомобилей. Во Франции машины начали продаваться 17 февраля, а с марта по апрель появятся и в других странах. В России они, вероятно, появятся не ранее, чем через полгода — на летнем Мотор- Шоу в Москве.
|