Звонок из прошлого
Бунт на гараже
Петр Венеров, владелец гаража:
Фильм Эльдара Рязанова "Гараж" 1979 года выпуска, как слепок советского общества, в свое время наделал немало шума. Миллионы телезрителей узнавали в этой комедии и себя, и своих знакомых.
Впрочем, несмотря на комедийность, "гаражная" проблема стояла остро уже тогда. Что говорить о сегодняшнем дне, когда каждая вторая семья имеет по автомобилю, а то и не по одному.
В Абакане эта проблема рискует вылиться в далеко не комедийное противостояние городской власти и автовладельцев.
Звонок из прошлого
В Абакане все началось спустя 10 лет после выхода на экран фильма Рязанова – когда на Северном проезде столицы Хакасии вдоль дрены стали появляться металлические гаражи. Сначала люди ставили их самовольно. Но в 1989-1990 годах Абаканский горисполком решил упорядочить этот процесс. "Самовольщикам" оформили документы на право поставить железные "дома" для своих автомобильных "коней". При этом в разрешительных документах имелась ключевая оговорка – "временное пользование". Люди охотно соглашались с такой формулировкой, ибо полагали, что временное со временем, пардон за каламбур, обязательно превратится в постоянное.
Прошли годы, и, к удивлению владельцев гаражей, весной 2011 года выяснилось, что временное постоянным, увы, не стало. Город решил обустроить дрену, сделать в этом районе красивую набережную, с беседками, кафешками, прочими милыми горожанам радостями, и металлические гаражи в эту лепоту явно не вписываются. С будущей набережной их придется убирать. Вот только сами владельцы гаражей с этим категорически не согласны.
Бунт на гараже
Перспектива сниматься с насиженного места не устроила абсолютно никого – так уверили "ШАНС" обратившиеся в редакцию активисты нового протестного движения, возникшего на Северном проезде. Даже несмотря на то, что взамен "временного" пристанища людям были предложены запасные места: на пересечении улиц Крылова-Некрасова в районе здания МЧС и напротив магазина "Армада", решение городской власти о ликвидации данного гаражного массива люди принимают в штыки и переезжать категорически отказываются. Их аргументы просты.
Во-первых, "новые места" – в 1-3 километрах от района проживания и, между прочим, предоставляются тоже "временно", и что будет через несколько лет, никто сказать не может.
Во-вторых, за аренду земли под гаражами пообещали собирать плату – 500 рублей в месяц, что по причине низких доходов многих вообще не устраивает.
Кстати, умножьте 500 рублей на 500 владельцев и узнаете сумму месячного "счастья", которое "золотым дождем" прольется на хозяев земли под новым пристанищем гаражей.
В итоге 4 апреля на сходе владельцев гаражей по Северному проезду более 200 человек подписали заявление в адрес администрации Абакана с просьбой оставить ситуацию на уровне "все как было". При этом, в случае благополучного исхода дела, они обязались сами благоустроить набережную дрены – начиная от выравнивания за свой счет ее берегов и заканчивая посадкой березок и сосен, дабы они не уродовали своим видом облик прекрасного и неповторимого Абакана.
Впрочем, просьба эта больше похожа на ультиматум. Большинство автомобилистов уже заявили, что на новые места свои гаражи все равно переносить не будут, а если их "железяки" все-таки уберут, то они начнут ставить свои авто во дворе и вокруг жилых домов. Как в таком случае будут выглядеть дворы по Северному проезду, можно легко себе представить. Дворы, где вместо спортивных и детских площадок, – одна сплошная автостоянка.
Тупик, поиск компромисса
или что-то третье?
Именно так на сегодняшний день выглядит ситуация. Мэрия Абакана желает благоустроить этот участок набережной – владельцы гаражей в Северном проезде, обязанные подчиниться закону, сопротивляются и протестуют. Хотя, по нашей информации, полученной от самих "гаражников", пока ничего серьезного они предпринимать не собираются. Самым горячим головам, предлагавшим выехать и "погудеть" всеми пятьюстами машинами на Первомайскую площадь, уже объяснили, что это может плохо кончиться. Вместо публичных акций протеста участники самоорганизовавшегося "гаражного кооператива" уже обратились за помощью к юристу и сейчас разрабатывают свой план действий.
Однако пойдет ли мэрия на диалог с автовладельцами, у которых по закону нет прав (вспомните словосочетание "временное пользование"), но есть желания и предложения по разрешению конфликта, сказать пока трудно. Так что "конец фильма" "Гараж по-абакански" реальной жизнью еще не снят.
"ШАНС", разумеется, продолжит следить за развитием событий в этой захватывающей киноленте. А пока добавим лишь следующее.
Абакану, как и любому другому динамично развивающемуся городу, безусловно, в самом скором будущем предстоит столкнуться с так называемой "гаражной проблемой", от которой уже много лет страдают и Москва, и Новосибирск, и Иркутск, и десятки других городов по всей стране. Причем столкнуться вплотную – да так, что проблемы жителей Северного проезда покажутся легкой головной болью. Суть этой проблемы проста: присутствие все большего количества автомобилей и отсутствие парковок и автостоянок. Из проблемы этой разные города выходят по-разному: мэры одних запрещают в городе "гаражи-ракушки" во дворах, мэры других начинают раздумывать о введении обязательного правила строительства многоквартирных домов с многоэтажными подземными гаражами, градоначальники третьих в спешном порядке занимаются обустройством подземных парковок... Столкнется с этой проблемой не так уж и не скоро, как всем нам кажется, и столица Хакасии. Поэтому проблема гаражей по проезду Северный – лишь первый, но весьма тревожный "звоночек".
Игорь САСЬКОВ
СКАЗАНО!
Петр Венеров, владелец гаража:
– Если нас выгнать и сделать там лавочки и беседки, то все! Вы летом не узнаете этих мест! Там днем будут бичи, а вечером – подростки с пивом и драками. И все лето дрена будет в окурках и бутылках. Мне 72 года, я инвалид второй группы, третьей степени, у меня две операции на сердце. Куда я пойду на новое место?! Я туда просто однажды не дойду! И ведь никто из нас не спорит – да, упорядочить существующее положение нужно. Необходимо подравнять наш рядок гаражей, брошенные убрать, покрасить все строения в один цвет – но совсем убирать-то зачем? Зачем обижать людей?
Светлана КРЫЛОВА, главный архитектор Абакана, в эксклюзивном интервью нашему корреспонденту:
– Позиция администрации города в данном вопросе проста. Металлические гаражи в Абакане – это временное явление, устанавливались они на определенный срок, и наиболее остро эта проблема всегда возникает там, где намечается какое-то строительство. У нас в Абакане очень много таких гаражей – вагоностроительный завод "постарался" обеспечить всех желающих. В соседних городах Сибири с ними ведется беспощадная "война", там владельцам незаконно поставленных строений вообще ничего не предоставляется взамен, взгляните на Новосибирск, Иркутск или Красноярск – а в Абакане к этому вопросу относятся достаточно лояльно и осторожно, с уважением к людям.
Что касается Северного проезда, сроки переноса гаражей в этом районе будут соблюдаться в той степени, в какой нам будут поступать средства на благоустройство этой территории по всему кольцу дрены. Это проезд Северный, улицы Комарова, южная сторона Крылова от Щетинкина и от Кати Перекрещенко до Торосова. Проектирование строительства ведется комплексно на весь круг дренажных каналов. Вопрос, сами понимаете, сложный и долголетний – программа "Столица Хакасии" рассчитана до 2019 года.
На сегодняшний день мы ограничились работой с владельцами лишь части гаражей в Северном проезде – из этой части с нами активно вошли в контакт и работают в форме конструктивного диалога чуть более 100 человек. И вот этих людей, гаражи которых находятся на улице Торговой, мы настраиваем на переезд примерно к 1 июня, то есть у нас получается два месяца. Работа с остальными еще впереди.
Отдельный вопрос – инвалиды, которые по закону имеют право на получение земли под гараж не дальше 200 метров от места проживания. Однако и в этом случае работа ведется, а людям с ограниченными физическими возможностями мы прежде всего предлагаем обратиться к нам, чтобы хотя бы заявить о себе и своем гараже для формирования соответствующего льготного списка, который, кстати говоря, уже более-менее сформирован и люди продолжают приходить. Мы пытаемся решить этот вопрос, насколько это возможно и насколько это в наших силах.
Теперь, что касается предложений владельцев гаражей самим облагородить эту территорию деревьями, насыпью и так далее при сохранении за ними мест – простите, а что же мешало им это сделать 20 последних лет, пока этой же самой проблемой не озаботились городские власти? Ответа на этот вопрос нет. Так что, к сожалению, мы вынуждены будем продолжать работать с людьми и убеждать их в необходимости переноса гаражей. Вместе с тем, департамент постарается оборудовать весь Северный проезд максимально большим количеством парковочных карманов, чтобы люди не загромождали ни дворы, ни проезжую часть.
Ну и, наконец, последнее, о чем хочется сказать. Проблему будущего дефицита парковочных мест в развивающемся Абакане мэрия знает досконально и пытается ее решить. Просто сейчас, мне кажется, среди жителей еще не появилось достаточно понимания того, что все это делается с прицелом на будущее. Столица Хакасии будет расти и развиваться, но люди еще не готовы понять, насколько это важно для них самих и их потомков.
Дополнительно:
«Рубеж 4х4» – чемпион края в трофийном сезоне 2009 года
Пьяный водитель в Туве сбил 4 детей. Один ребенок погиб, остальные пострадали
Морозы, установившиеся в Хакасии, могут спровоцировать аварии в энергетике и ЖКХ - МЧС
Самые известные автомобили, победившие время
АВтобан
Авария с пассажирским автобусом на трассе М-54
Насиловал "громко" и каждый месяц
|