Сегодня вспоминаем главные события в дорожной отрасли ушедшего года. В масштабе России их, быть может, и не много, но те, что попали в наш рейтинг, все же не позволяют утверждать, будто дороги в стране безнадежно заброшены. Кое-что еще происходит.
Вопреки кризису, санкциям и отсутствию инвестиционных перспектив дороги, путепроводы, развязки, мосты и тоннели в России продолжают строиться и модернизироваться. Пожалуй, наиболее масштабным прошлогодним стартом стало начало строительства Керченской переправы. Даже если закрыть глаза на геополитические проблемы в данном регионе, возведение 18-километрового мостового перехода между Кубанью и Крымом стоимостью без малого 230 млрд рублей уже можно считать проектом века вне зависимости от дальнейшего развития российско-украинских отношений. Подрядчик — ООО «Стройгазмонтаж» начал строительство и обязуется закончить его в полном объеме на рубеже 2018—2019 годов.
Не меньшее, если даже не большее, внимание прессы привлекло начало работы системы «Платон» по взиманию платы с 12-тонников за передвижение по федеральным трассам. Протестов, порой более чем оправданных, «Платон» по всей стране вызвал немало. Однако, понимая неизбежность нового налога, дальнобойщики вынуждены включаться в систему. Власти, кстати, тоже пошли на существенные уступки. К строительству, впрочем, «Платон» имеет опосредованное отношение. Есть сомнения, что собранные с его помощью средства наполнят региональные дорожные фонды и спровоцируют рывок в деле строительства и ремонта дорог.
Не станем надолго останавливаться на целом ряде столичных «дорожных премьер» конца года. Тут и окончание реконструкции нескольких крупных развязок на МКАД, и окончание строительства Алабяно-Балтийского тоннеля, успевшего стать новым московским долгостроем, и завершение реконструкции Большой Академической улицы. В целом дороги в Москве строятся споро и деловито, что трудно отрицать.
Хуже дела обстоят в регионах. Но и здесь кое-что происходит. Так, например, в Саратовской области окончено строительство моста Победы — мостового перехода в Балаково через Волгу и канал, которое было начато еще в 2009 году, а затем было приостанавливалось на несколько лет из-за недостатка финансирования. Его длина составляет 1070,35 м, в том числе длина моста — 505,9 м, с длиной русловых пролетов до 147 м. Это, признаться, очень красивое сооружение не только существенно облегчило жизнь местному населению, но и сыграло позитивную роль в масштабах всего региона. Сходные надежды возлагались и на четвертый мост через Енисей в Красноярске. Этот объект стоимостью 12 млрд рублей, к счастью, миновала участь долгостроя. Мост был построен в срок, за 40 месяцев. Однако без дополнительных, сопоставимых со стоимостью самого моста, вливаний — реконструкции прилегающих улиц и дорог на обеих берегах реки — рано говорить об эффективности данного сооружения. А на это у местных властей пока денег нет, требуется помощь федерального центра.
Коль скоро речь зашла о Сибири, нельзя игнорировать открытие 19-километрового Западного обхода Омска с развязкой на федеральной трассе М51 «Байкал». Строительство дороги, избавившей Омск от многочисленных транзитных большегрузов, тоже не обошлось без приключений. Завершить работы удалось лишь третьему по счету подрядчику.
Первые два не справились. Стоимость работ составила 1,8 млрд рублей. Из них 80% — средства федерального бюджета (это к вопросу о наполняемости региональных дорожных фондов).
Все чаще в дорожных новостях фигурирует Волгоград. Здесь в ноябре 2015 года закончилась эпопея со строительством километрового тоннеля на Тулака. Долгожданная дорога шириной 24,5 метра благополучно прошла под железнодорожным полотном, для чего понадобилось более 1,6 млрд рублей и... 20 лет. Опять, знаете ли, недофинансирование.
Ну а среди важных проектов, начало которым только положено, стоило бы назвать старт реконструкции трассы A18I «Скандинавия». Завершиться первый этап реконструкции должен в 2019 году. Правда, уже поднадоевшие местным жителям ограничения движения на трассе не исчезнут. Начнется второй этап реконструкции. Похожая история разворачивается и на федеральной трассе МЗ «Украина» в Калужской области. Здесь масштабная реконструкция стартовала летом. Модернизации подвергнутся 70 км дороги. Стоимость работ составляет около 17 млрд рублей. К 2017 году тут появится шесть новых развязок, семь мостов, надземные переходы и десять путепроводов, после чего трасса, как ожидается, станет платной.
И под конец, коль скоро мы вспомнили о платных дорогах, стоит признать, вопреки ожиданиям темпы их строительства оказались слабыми. Да и те, что уже построены, зачастую не пользуются спросом. Как, например, 40-километровый участок трассы МП от Москвы до Солнечногорска. Драконовские тарифы за проезд заставляют водителей выбирать бесплатный альтернативный путь по М10, тогда как «платник» пустует. В итоге законностью установки таких тарифов уже заинтересовалась, страшно подумать, Генпрокуратура РФ. Проверяют...
|