На знаменитом формупьном гоночном кольце Хокенхаймрингмы оказались волей случая, ведь командировка была другая: знакомство с фирмой занимающейся доводкой и спецоснащением автомобилей Mercedes. И вот, когда «отмахав» по дорогам Белоруссии, Польши и Германии три с половиной тысячи километров, мы наконец-то добрались до штаб-квартиры AMG — в местечке Аффальтербах, — то узнали, что на следующий день нас ждет сюрприз. Как только прозвучало название Хокенхайм, сомнения развеялись: нам собирались показать знаменитое гоночное кольцо, то самое, где проходят гонки Формулы-1, чемпионат Deutsche Tourenwagen-Meisterschaft(DTM) и масса других автомобильных соревнований. Но не просто показать... Внешне городок Хокенхайм меньше всего походил на центр автоспорта. Мы ожидали увидеть обилие спортивных магазинов, сувенирных ларьков, мотелей, толпы туристов со всего света, кричащую рекламу. Быть может, во время больших гонок именно так и есть, однако в мае Хокенхайм спал. И было трудно представить сие уютное местечко наполненным ревом моторов, восторженными криками зрителей и просто духом спортивной борьбы.
СКЮММЫЙуказсТГСльНоскепЬе1шгшд заставил нас повернуть направо от автобана, в сторону лесного массива. Еще на подъезде к трассе обратил на себя внимание необычный характер ландшафта: в отличие от самого городка, здесь посажен очень густой пролесок, а вся трасса обнесена серьезным и совсем нетипичным для Германии забором. Похоже, таким образом здесь решают проблему защиты от шума, ведь рядом расположены жилые районы.
Приветливый немец поднял шлагбаум, и мы покатили по длинной лесной дороге. И тут все буднично: стрекочут газонокосилки, рабочие обновляют дорожную разметку, проезжают грузовики. Межсезонье...
Все изменилось,как только перед нами открылся сам «стадион». Сердце заколотилось: вот они, трибуны, вот знакомый по «формульным» телепередачам поворот!
Бросаем машину у боксов и — внутрь. «По- жалуйстащереоденьтесь и ждите у выезда на трассу», — наш куратор указал рукой на гору серебристых комбинезонов. Не успели мы опомниться, как сотрудник технической службы опытным глазом оценил наши перцентили и, сияя улыбкой, выдал каждому гоночную униформу.
У нас в руках оказался точно такой комплект обмундирования фирмы Sparco, в котором выступают пилоты DTM: невесомый, полностью закрытый комбинезон серебристого цвета, специальные ботинки, тонкий подшлемник и массивный, но тоже очень легкий, спортивный шлем .глубокого стального оттенка.
Оделись. До чего удобный наряд! Комбинезон плотно облегает тело, но в то же время совершенно не стесняет движений. Высокая обувь охватывает голепостоп, а подошва тонкая, эластичная.
Пока вся разодетая команда европейских журналистов, словно экспедиция инопланетян, важно прохаживалась взад-вперед, механики выкатили на руках из боксов два «дэ- тэ-эмовских» болида Mercedes. Под рев иро- гревочных заездов нам торжественно объявили, что два пилота команды AMG Mercedes — Йорг ван Оммен и Бернд Шнайдер — готовы прокатить всех желающих по гоночному кольцу на «боевом» автомобиле. Вот э го да!
«Господин Сорокин, застегните шлем, — следующим едете Вы», — пытаясь хотя бы внешне сохранять спокойствие, я кивнул головой.
Когда из остановившегося чудовища извлекали моего предшественника, его лицо выражало опьянение средней тяжести... Протискиваюсь между трубами каркаса безопасности и падаю на место переднего «пассажира».
Сидеть жестко, однако сама посадка оптимальна: каждый участок тела имеет опору. Как на всех гоночных автомобилях, ремни здесь с четырехточечным креплением, и застегивают их так, что не только пошевелиться, но и вздохнуть-то полной грудью невозможно.
Расторопный механик быстро подключил к машине дополнительный аккумулятор, и,
проскрежетав стартером, автомобиль оглушительно рявкнул. Как за мной закрывали дверь, уже не помню.
Через пару секунд после сумасшедшего старта кончился разгонный коридор, и навстречу полетела серая лента асфальта.
Первый круг я даже не пытался собраться с мыслями: была только скорость и бешеные боковые перегрузки. В мое бренное тело больно впивались твердые лямки ремней. Судить о скорости трудно. В машине нет спидометра, но стрелка тахометра прыгала между отметками 9 и 11, это запомнилось.
На втором круге я чуть освоился и, насколько позволяла «портупея», стал озираться. Схема управления полуавтоматической коробкой передач в этом снаряде одноходовая, причем высшая ступень включается перемещением рычага к себе, низшая — от себя. Сцепление, по моим наблюдениям, имеет лишь два режима: полностью включено, либо полностью выключено, без промежуточных положений педали. При переключении «вверх» им не пользуются.
Говорить о разгонной динамике 400-силь- ного болида невозможно — нет таких слов. Отмечу только, что на 2 килограмма веса здесь приходится целая лошадиная сила. Добавьте к этому высочайшую оборотистость мотора — и делайте выводы.
11о вся прыть этого автомобиля отходит на второй план по сравнению с впечатлениями, которые оставляет работа гонщика на входе в поворот. С первого раза ничего понять невозможно. По моему опыту, уже на входе в первый поворот мы на все сто процентов должны были вылететь за пределы трассы. Лишь на третьем круге, отчаянно борясь с боковыми ускорениями и сверля глазами органы управления, я сумел-таки найти кое-какую закономерность в действиях пилота. Происходит все приблизительно так. В конце прямолинейного участка трассы, когда скорость автомобиля близка к максимальной, следует хлесткий и молниеносный, как бросок змеи, удар левой ногой по педали сцепления. Одновременно итак же быстро включается низшая передача. Правой ногой нилот делает несколько торможений до порога срабатывания АБС, одновременно подгазовывая тыльной стороной ступни. Машина как бы приседает, скорость падает, однако все равно чувствуешь: по всем законам физики в поворот не попадаем. Снова удар по левой педали, передачу — еще на ступень ниже, торможение с немыслимыми перегазовками, виртуозные подруливания и — с минимальным скольжением машина как но рельсам скользит вдоль отбойника, отслеживая крутую траекторию. Происходит все это за две-три секунды. На выходе — пушечный разгон до высшей передачи и все сначала.
На такой бешеной скорости здорово осложняется восприятие «внешней» информации, поэтому в помощь спортсменам на трассе имеется специальная разметка, обозначающая конец разгонного коридора и наиболее крутые повороты.
Позже, после этих головокружительных заездов, журналисты набросились на Йорга
ван Ом см \ а и Берндта Шнайдера. Вопросы гонщикам задавались самые разные, а порой даже откровенно провокационные. Но ребята привыкли к этому. Да, им тоже бывает страшно, особенно когда машина выходит из под контроля...
Тот режим, на котором катали нас, был как раз тренировочным, и гонщики, явно перестраховываясь, работали приблизительно на две трети своих возможностей. «А вообще-то большую часть тренировочного времени я провожу в тренажерном зале», — напоследок удивил всех Йорг ван Оммен.
По нашим меркам получается, что вся команда DTM фирмы Mercedes Benz состоит из непрофессионалов: Йорг ван Оммен — бизнесмен, Берндт Шнайдер — строительный рабочий, а единственная женщина в команде — Бллен Лор — и вовсе химик. Но все они находят время и для тренировок, и для соревнований.
Когда оба дэ-тэ-эмовских монстра закатили в боксы, к нам подошел врач спортивной команды AMG и предложил проехать по кольцу еще раз — просто посмотреть трассу. Уговаривать нас не пришлось, и, водрузившись в автомобиль, мы отправились на экскурсию.
По периметру всего этого громадного спортивного сооружения вытянулось гоночное кольцо. Здесь господствует Формула-1. Хокенхаймринг считается одной из самых скоростных формульных трасци разогнаться здесь действительно есть где: «прямики» потрясающие. На выходе из наиболее крутых поворотов предусмотрена специальная зона безопасности. Она представляет собой пологую песчаную насыпь, проходящую от кромки покрытия до отбойника. В узких местах, кроме этого, аккуратно уложены брикеты
прессованного сена и стопки старых автопокрышек. А чтобы дать зрителям возможность в полной мере насладиться зрелищем, один из скоростных участков с красивым пологим поворотом проходит прямо под трибунами.
Малое кольцо Хокенхайм расположено целиком внутри «стадиона». Используется оно в основном для проведения соревнований DTM и мотоциклетных гонок. Судя по обилию черных следов от шин, страсти тут кипят не меньшие.
Кроме чисто спортивного назначения, трасса Хокенхайм используется еще и как полигон. Здесь проводятся доводочные работы но управляемости, апробируются многие технические новинки, которые затем находят свое воплощение в серийных моделях Mercedes.
Когда программа нашего пребывания в Хокенхайме подходила к концу, представители отделения Motorsport фирмы Mercedes Benz предложили журналистам попробовать свои силы в автомобильном слаломе на тренировочной площадке малого кольца трассы. Задача ставилась следующая: максимально быстро проехать -уставленный вешками круг на автомобиле AMG Mercedes С 220. Проехали. И неплохо проехали: «серебряный» призер, эксперт Авторевю Сергей Воскресенский, получил шикарную бутылку коллекционного шампанского.
Уставшие и ошалевшие от впечатлений, мы, теперь уже не спеша, возвращались домой, успокаивая себя тем, что совсем скоро будет Г ран При Г ермании — оч оредной этап Формулы-1, а это — новая встреча с Хокен- хаймом, хотя бы телевизионная...
|