В начале июня в Новосибирске прошли четвертые по счету Международные выставки-ярмарки автомобильного транспорта, дорожного строительства, оборудования, техники и услуг автосервиса: АвтоСиб ’94, ДорСиб '94 и Автосервис ’94.
На сей раз под крышу спорткомплекса Север съехались дилеры и представители многих известных автомобильных компаний мира и СНГ.
САМАЯ большая экспозиция — Mercedes-Benz. Фирма недавно обзавелась дилером в Западной Сибири — им стало тюменское АО Сибавто. В помещении спорткомплекса стояли универсал Е250 Diesel, джип G300 и микроавтобус 308D. Все три — дизельные. А на открытой площадке — городской и междугородний автобусы и грузовйк-самосвал. Несмотря на драконовские таможенные пошлины, Сибав- то получило много деловых предложений. А через день после открытия выставки рядом с новым самосвалом Mercedes появился еще один грузовичок-старичок, как пример долговечности грузовиков этой марки, — 30-лет- ний Mercedes L710/42, «прописанный» в Новосибирске. О нем мы уже писали (см. АР № 5, 1994).
И у шведского концерна Volvo появился дилер в Новосибирске. На выставку он представил гордость Volvo — 5-цилиндровую модель 850 Т-5.
Французский государственный концерн Renault участвовал в ярмарке только своим «грузовым» отделением — Renault Trucks&Buses. Французам в Сибири приходится тяжеловато. В отличие от своих конкурентов — Magirus, MAN, Tatra и Mercedes — грузовики Renault в Сибири малоизвестны. У стенда Renault Trucks&Buses было пустынно.
Впервые в новосибирской ярмарке принимал участие RAF. В последнее время завод в Елгаве переживает не лучшие времена. После распада СССР появилась проблема со сбытом готовой продукции. В то же время в любом городе СНГ остро ощущается нехватка автомобилей скорой помощи, маршрутных такси. Чтобы облегчить доступ российского покупателя к латвийским микроавтобусам, RAF начал усиленно создавать в России дилерскую сеть. И в Новосибирск приехал за тем же. Приятно удивляла цена — примерно $7500 за полностью растаможенный микроавтобус со склада в Москве. Благодаря тому, что латвийские автомобили выпускаются в основном из российского сырья, а на самом заводе 80 процентов работников считают себя русскими, руководству автозавода удалось договориться с российским правительством о чисто символическом таможенном обложении латвийских автомобилей, продающихся в России официальными дилерами.
Здесь же посетители могли познакомиться и с новинкой — моделью RAF-1, которая будет выпускаться ориентировочно с 1996 года. Правда, пока только на плакатах. Отличительной чертой новосибирской яр
марки этого года можно назвать полное отсутствие машин японских и южнокорейских компаний. Видимо, азиаты отступили перед нашей таможней и решили переключиться на Среднюю Азию.
Минский завод колесных тягачей (тел. (0172) 34-69-93) продемонстрировал своего богатыря по имени Волат. Жаль, правда, что не «живьем», а только на видеокассете.
Российская автомобильная промышленность была представлена в основном грузовиками. Москвичи показали свой первый автомобиль, оборудованный спальными местами для водителей — ЗИЛ-4423 (см. фото в АР № 11, 1994, стр. 21). А представитель Уральского автозавода поделился планами УралАЗа начать производство бескапотных грузовиков.
Две фирмы предлагали УАЗы. Но не простые: жесткий верх, по желанию даже с люком, удобные сиденья с подголовниками, мягкая отделка салона, стеклоочиститель с омывателем на заднюю дверь, «кенгурят- ник»... Полностью укомплектованные джипы дороже базовых на 4 млн. руб.
Фирма Транзит-Сервис показала облагороженные ГАЗ-3102: «люксовая» отделка салона, электростеклоподъемники, люк и даже предпусковой подогреватель Webasto. Несмотря на то, что стоимость Волги, максимально «заряженной» Транзит-Сервисом, вплотную приближается к тридцати миллионам, многих она заинтересовала.
Но самый большой интерес вызывал автомобиль... сибирского производства. Конструктор К.А. Колобов из Новосибирска уже 15 лет работает над вездеходом-амфибией, на котором можно было бы ездить где угодно. Ему удалось создать трехосный вездеход с колесной формулой 6x6, внешний вид которого слегка напоминает УАЗ-31512. Колобовский Дракон (так изобретатель окрестил свое детище) отличается полным отсутствием каких-либо удобств, за исключением водительского сиденьица, и высокой проходимостью. Дракон может быть как на колесном ходу, так и на гусеничном. Колобову удалось получить авторское свидетельство, а самого Дракона даже зарегистрировать в ГАИ. Теперь он надеется, что какой-нибудь завод возьмется плодить Драконов серийно.
Особенность новосибирских ярмарок и в том, что здесь всегда бывает много различных мелких разработок, которые можно использовать в той или иной системе автомобиля. Так было и в этом году. Некоторые из них претендовали на получение Золотой медали сибирской ярмарки.
Автомобиль Volvo 850 Т-5 вызывал большой интересу посетителей
Сибирские дилеры ЗИЛа, фирмы ДАБФ (тел. (3832) 24-43-36) и Голиаф не только торгуют московскими грузовиками, но и делают для ЗИЛа кое-какие инженерные работы. Разработанный ДАБФом новый коммутатор уже решено устанавливать на ЗИЛы, а сухая катушка зажигания с замкнутым магнитопроводом, сконструированная Голиафом (тел. (3832) 47- 17-93) и использующая в 2,5 раза меньше меди, чем штатная, сейчас проходит испытания на ЗИЛе. За эту разработку Голиаф получил Малую золотую медаль ярмарки.
Омский агрегатный завод (тел. (3812) 25- 13-34) показал собственную конструкцию гидроусилителя рулевого управления для чешских грузовиков Tatra, которых в Сибири немало.
Фирма Техком-Старт из подмосковного Серпухова (тел. (0967) 75-07-47) разработала и начала производить по собственной технологии методом объемной штамповки цилиндро-поршневую группу для венгерских автобусов Ikarus. Серпуховские детали получаются в два раза дешевле, чем венгерские.
Красноярское АО Автотехника (тел. (3912) 29-68-17) начало выпускать поршни для двигателей КамАЗ из цельноштампованной заготовки.
Инженеры из омского НПП Двигатель (тел. (3812) 41-77-41) сконструировали газодизельную систему питания Mix, которая обеспечивает работу двигателя КамАЗ-740 на смеси дизельного топлива и сжиженного пропан-бутана с замещением дизельного топлива газовым на 50—80 процентов. Доводы жюри, что газодизельные системы — это пройденный этап, от которых решено было отказаться из-за конструктивной сложности и малой экономической эффективности, не «вразумили» омичей. Они утверждают, что их система лишена этих недостатков.
Все названные разработки получили дипломы Сибирской Ярмарки. Золотую медаль ярмарки Автосиб '94 получил Барнаульский завод резино-технических изделий за две новинки: универсальную шину для Волги, резко снижающую эффект аквапланирования, и литые патрубки с кордом и внешней изоляцией-оплеткой для широкого спектра легковых и грузовых автомобилей и автобусов, которые А в отличие от своих формованных предшественников, не лопаются по шву но причине отсутствия такового.
Золотой медалью ярмарки
Автосервис '94 награжден Первый кемеровский авторемонтный завод (тел. (3842) 28- 77-02) за кран-манипулятор, который можно устанавливать на любое грузовое шасси.
На мой же взгляд заслуживает серьезного внимания продукция АО БКМПО из Ростовской области (тел. (86313) 63-1-18)— легкосплавные
колесные диски, изготовленные методом тройной штамповки. Этот завод раньше работал на авиацию. И колесные диски сейчас выпускает тоже по авиационной технологии. Оптовая цена одного диска с защитным колпаком и «секреткой» чуть больше 40 тысяч рублей.
А медалью За смелость в освоении сибирского рынка награжден тюменский дилер Mercedes-Benz — фирма СибаВто.
Были и еще некоторые интересные вещи, никак, к сожалению, не отмеченные организаторами и жюри. В многообразии импортных «противоугонок», предложенных одной питерской фирмой, затерялись две очень интересные российские... Одна, например, перекрывает выход выпускных газов и таким образом глушит двигатель машины. Видно, ее разработчики в детстве очень внимательно смотрели польский боевик-эпопею «Четыре танкиста и собака», где главый герой не дал грузовику уехать без себя, забив тряпку в выхлопную трубу. Другая система — электронный цифровой замок капота для классических Жигулей. Он открывается только цифровым кодом и, кроме того, может быть сопряжен с известными системами.
И все же новосибирские выставки-ярмарки больше ярмарки, нежели выставки. А потому здесь проводится и конкурс на высший коммерческий рейтинг участников. В этом году он оказался у фирмы Голиаф — прямо на ярмарке ей удалось заключить сделки на 6 млрд, рублей!
В отличие от прошлогодней ярмарки, которую организаторы посвятили всем видам транспорта, эта касалась только автомобильного — как самого массового и актуального. Так буДет и в дальнейшем. Следующая — в мае-июне 1995 г.
|