Когда на дороге отсутствовала разметка, инспекторам ГИБДД не составляло труда в, казалось бы, безобидном действии водителя усмотреть состав правонарушения, связанный с выездом на встречную полосу. Простой пример: многие дороги в Екатеринбурге имеют ширину проезжей части чуть менее 12 метров, при отсутствии дорожной разметки на таких дорогах водители нередко осуществляют движение в четыре ряда. Почти всегда так бывает на достаточно загруженных улицах в местах, где машины едут не быстро, то есть перед перекрестками. Если такой перекресток оборудован светофором, то есть является регулируемым, то инспектор ДПС имеет формальный повод привлечь водителя, осуществившего движение по левой полосе, к ответственности за обгон на регулируемом перекрестке с выездом на встречную полосу. В таких ситуациях, конечно, прав водитель, поскольку он, руководствуясь пунктом 9.1 Правил дорожного движения, самостоятельно определил, что полос для движения на дороге четыре, и занял вторую. А инспектор руководствуется ГОСТом, в котором сказано, что дорожные службы, наносящие разметку, должны исходить из того, что обычно полоса движения имеет ширину не менее трех метров. Таким образом, для того, чтобы можно было осуществлять движение в четыре ряда, ширина проезжей части должна быть не менее 12 метров. Если водитель в суде должным образом не защищается, то, конечно, мировой судья примет позицию инспектора ДПС, полагая, что он не заинтересован в исходе дела, и назначит водителю наказание в виде лишения прав. Как видно, ситуация совершенно безобидная - водитель действовал в строгом соответствии с Правилами дорожного движения, не создавая опасности для других участников движения. Положения ГОСТов на водителей не распространяются, поскольку они предназначены для дорожных служб, а в пункте 1.3 ПДД указано, что участники дорожного движения должны руководствоваться лишь требованиями Правил, дорожных знаков, разметки и сигналов светофора и регулировщика. О ГОСТах - ни слова. Тем не менее, в судах таких дел предостаточно. Другой пример еще актуальнее. На широких дорогах (шириной более 12, но менее 18 метров) любой, кто занял третий ряд, исходя из вышеприведенных соображений, автоматически оказывался на полосе, предназначенной для встречного движения. И за нарушение пункта 9.2 Правил инспекторы пачками направляли в суд протоколы, по которым в день выносились сотни решений о лишении водителей права управления.
Теперь дорожная разметка, появляющаяся на большинстве центральных дорог, фактически лишает инспекторов ДПС возможности определять нарушение по их собственному усмотрению. Для того, чтобы привлечь водителя к ответственности за выезд на встречную полосу на дороге с разметкой, необходимо, чтобы эта разметка была нарушена. Мало кто в здравом уме пойдет на такое нарушение, поскольку каждый знает, чем оно чревато. Однако остаются еще места, где за час можно "наловить" сотню-другую нарушителей. Одно из таких мест - участок улицы Комсомольской после пересечения с улицей Библиотечной возле концерна "Калина". В этом месте на улице Комсомольской идут друг за другом два железнодорожных переезда. Ширина дороги позволяет двигаться в 3 ряда, что и делают многие водители. А инспекторы, останавливающие за переездами тех, кто едет посередине, полагают, что поскольку ширина дороги в этом месте менее 12 метров, двигаться следует в два ряда и никак иначе. А те, кто занимают средний ряд, совершают в нарушение пункта 11.5 ПДД обгон перед железнодорожным переездом. Такое мнение инспекторов, конечно, не основано на законе, поскольку количество полос при отсутствии разметки, как уже было сказано выше, определяется водителями самостоятельно (пункт 9.1 ПДД). К тому же дорожными знаками установлено, что встречным автомобилям следует двигаться в два ряда (правый ряд для движения прямо, левый - налево). Дорожная разметка, запрещающая занимать этот левый ряд, отсутствует. Исходя из совокупности сказанного, ничего запрещенного водители не совершают, двигаясь на этой дороге по второй полосе. Однако чтобы не провоцировать бдительных инспекторов, которые часто дежурят там и не искушать судьбу в суде, советуем до появления дорожной разметки, двигаться через эти переезды в один ряд, друг за другом.
Николай Бескорский.
Руководитель Ассоциации Защиты Прав Водителей,
улица Сулимова, 50
Телефон: 2139595
Другие статьи по теме:
Есть ли сегодня "новые русские"?
Пьяный водитель в Туве сбил 4 детей. Один ребенок погиб, остальные пострадали
Недоразумение превратится в уголовное дело?
По хакасскому по бездорожью
Исход трагичен
Nokian Hakkapeliitta 7 SUV - Нужны ли шипованные шины?
Audi R8 V10 - Обгоняя ветер!
Volkswagen Jetta 2011: «Идентификация Джетты»
Forester. Версия №3
GM - EN-V: Транспорт будущего
|