Главное внимание он уделял надежности и прочности машины. Сердцем созданий Гордона был обычный мотор Ford Cosworth, да и конструкция не содержала никаких новшеств. На первых порах сочетание проверенных банальностей дало положительный результат — Эмерсон Фиттипальди и Джеймс Хант с годичным интервалом стали чемпионами мира.
Но путь этот вел в тупик. Все большие деньги вертелись в Формуле, давая возможность конструкторам не ограничивать себя в поисках. A McLaren плелся в хвосте технического прогресса. Ушли чемпионы. Де Чезарис, Тамбэ, Уотсон и даже юный Прост до пьедестала не доезжали. Спонсоры задумывались, не найти ли своим деньгам лучшее применение. Энтузиазм соратников Брюса Макларена иссяк. Казалось, финальная точка в истории команды уже близка. Что ж, ничто не вечно под луной... Вечна лишь способность людей находить выходы из критических ситуаций — на этом, собственно, и держится человечество...
Гвардия Брюса Макларена не дала умереть делу своего друга. McLaren сливается с фирмой Project-4. Глава фирмы Рон Деннис фактически купил «конюшню»... Болиды прибавили к своим индексам обозначение Р4, а команда получила нового лидера. Деннис сразу показал себя не просто хозяином, а хозяином единоличным. Дисциплина и безусловный профессионализм стали непременными условиями пребывания в команде любого человека. И, конечно, прежнее руководство, не забывшее «старые добрые времена», было не к месту. Соратники Брюса, передавшие McLaren в руки Денниса, постепенно увольнялись. Не пощадила новая метла и Гордона Коп- пака.
На смену ему пришел один из самых революционныхконструкторов в истории F1—Джон Барнард (кстати, нынешний Benetton — фактически его разработка). С Барнардом пришли новые специалисты и новые моторы. И победы. Деннис увольнял «старую гвардию» не из- за того, что ему не нравились эти люди. Он понимал, что просто время энтузиастов осталось позади, наступило время профессионалов. Но хорошая машина — еще не все. Для успеха на машине конструктора-гения должны ездить гении-пилоты.
Тут-то и проявилась уникальная способность Рона Денниса находить общий язык с людьми, в том числе и с теми, чей характер идеальным не назовешь. Деннис убедил Ники Лауду вернуться в Формулу, а из Renault возвратил Алена Проста. 1984 — год триумфа команды. Молодой француз одержал семь побед на этапах, но стал лишь вторым, уступив в итоге Лауде... пол-очка! В следующем сезоне великий австриец долго не мог добиться хоть какого-нибудь успеха, а Прост уверенно набирал очки. И в итоге стал- таки чемпионом.
McLaren и 1986 году не упустил чемпионскую корону, хотя моторы Honda, которыми располагал Фрэнк Уильямс, были явно лучше Porsche, установленных на болидах Рона Денниса. Но приглашенный вместо Лауды Кеке Росберг в последней гонке сезона жертвует личным результатом ради командного. Он заставляет Мэнселла и Пике преследовать себя, забыв о смене шин... И тем самым открывает дорогу Просту к еще одному чемпионскому званию.
В следующем сезоне тактические хитрости не спасли—Williams привез Пике к чемпионству. И тут Деннис обратил на пользу команде еще одну грань своего таланта. Чудо-моторы Honda он перехватил у / команды Williams и тем самым обеспечил своим машинам солидное преимущество. Да к тому же вторым пилотом стал Айртон Сенна. Впрочем, так думал кто угодно, только не сам Айртон. Он, получив
возможность управлять супермашиной, хотел быть только первым. Прост, естественно, имел на этот счет другое мнение. Да, Ален и Айртон стали друзьями и оставались ими до последнего дня жизни бразильского волшебника. Но как спортсмены одной команды они существовать могли с трудом. Кто знает, сколько бессонных ночей и нервов стоили Рону Деннису «сумасшедшие сезоны», в которых Сенна и Прост, словно забыв о присутствии на трассе всех остальных, делили чемпионское звание между собой. Долго так продолжаться не могло, и Рон сделал свой выбор. Сенна остался. Прост, как до него Барнард, ушел в Ferrari. Причем больнее всего по команде ударил уход не трехкратного чемпиона, а конструктора. Сначала, правда, Сенна и Бергер мастерски скрывали, что болиды у них становятся все хуже и хуже. Первым серьезным провалом был McLaren МР4/7, напичканный электроникой, которую так и не удалось оптимально настроить. Ужей мастерство Сенатыпозволяло побеждать лишь эпизодически. А уж когда Айртон ушел b Williams...
«Он, конечно, не Бог, но, припертый к стенке, способен на очень многое!» — сказал про Денниса его многолетний соперник Фрэнк Уильямс. Вышеназванная стенка замаячила весьма отчетливо, а попытка вернуть во второй раз Проста провалилась... Но те- перьу Рона есть Peugeot. И пускай недоброжелатели ухмыляются, глядя на горящие красно-белые болиды, — знаменитые Honda и Renault тоже стали побеждать не сразу. Приглашая Peugeot, Деннис посадил дерево, плоды которого могут появиться еще не скоро. Тем удивительнее, что и сегодня пилотам команды удается завоевывать очки.
В Бельгии Мика Хаккинен стал вторым. Случайность? Может быть, и нет. Ведь ничто не вечно под луной.
|