Есть в США нефтяная корпорация Ashland — одна из крупнейших среди частных (2? тысяч работающих, годовой оборот на уровне 10 миллиардов долларов). Корпорация состоит из целого ряда фирм, занимающихся добычей нефти, ее переработкой и всякого рода «большой химией». Одна из таких фирм — международная компания Valvoilne, которая производит смазочные материалы и продукты для защиты от коррозии. Ее производогвенйые мощности расположены и в Америке, и в Европе, ив Азии (Южная Корея). Есть и два исследовательских центра. Тот, что в США, нацелен на потребности американского рынка, а европейский ориентирован как на саму Европу, так и на Азию. Последний расположен в Голландии, возле небольшого старинного города Дордрехт; территориально он совмещен с заводом, производящим материалы с маркой Tectyl (общий вид предприятия показан на снимке). Именно туг мы и побывали.
Общий ежегодный выпуск антикоррозионных материалов Tectyl составляет в среднем 26000 тонн (Америка делает 12, Европа и Азия — 14 тыс. тонн). Значительная доля этой общей массы предназначена для легковых автомобилей — как в процессе их изготовления, так и в эксплуатации. Разработаны десятки марок продуктов Tectyl, но только две из них считаются целевыми именно для легковых машин. Это всемирно известные Tectyl 210 (типа ML) и Tectyl 122А (для днища). Характерно, что эти маркировки сохраняются неизменными прй том. что сами препараты постоянно модернизируются. Поэтому мой вопрос о том, что, дескать, марки 210 и 122 нам знакомы еще по временам начала выпуска Жигулей, вызвал лишь улыбку; сегодня от тех продуктов осталось только название.
Тут уместно сделать небольшое отступление. Массовая психология — дело любопытное. Помню, как гордились первые владельцы Жигулей, что их машины защищены импортными препаратами, к тому же, по слухам, знаменитыми. Вот только обработку в те времена на до было повторять через каждые два года, а это мало кто делал (к тому же на СТО уже появились наши заменители, как, впрочем, и на ВАЗе). Годы шли, парк машин старел без ухода и порой в зверских условиях, а среди автолюбителей пошли разговорчики такого рода; «Вот вам и Tectyl! Машине каких- нибудь двенадцать лет, вниз я сам прежде не заглядывал, а сейчас заглянул — она вся ржавая...» Нет, господа хорошие, на все есть свои закономерности, ауж если говорить о необычном, то самое необычное у нас — рачительный хозяин, педантично выполняющий предписания инструкции.
Но вернемся к нашему рассказу. Важнейшая составляющая часть работы — контакт с автомобилестроительными компаниями для того, чтобы всякая появляющаяся на рынке новая модель уже имела оптимальную схему своей антикоррозионной защиты и соответствующие практические рекомендации.
Разработаны технологические карты и для российских автомобилей (см. рисунок), поскольку на западном рынке они присутствуют. Что же касается эксплуатации этих машин в нашей стране, то практические советы г-на Бисхевела, технического директора фирмы, сводятся в следующему.
Сегодня все автомобилестроительные компании, использующие препараты Tectyl. гарантируют защищенность своей продукции на протяжении шести лет. По истечении этого срока обработку кузова следует повторить. Правда, после первых трех лет т специализированных СТО контролируют состояние покрытия с применением гибких оптических приспособлений и при обнаружении дефекта исправляют его. В России такого сервиса пока нет, но это и не столь суть важно. Как полагают голла ндс кие. специалисты, если новую машину сразу же обработать составами Tectyl, то через три года можно просто произвести локальную дообработку опасных мест по имеющейся у дилера технологической карте, что обеспечит тот же результат. Кстати, специфика российской эксплуатации фирмой достаточно хорошо изучена. Относительно автомобилей, уже «тронутых» коррозией, отмечено, что их обработка тоже очень полезна: современный Tectyl хоть и не волшебное средство, но он обладает наибольшей эф- фектившупъю и возможностями среди «боеприпасов» нынешнего антикоррозионного фронта. В дальнейшем же следует придерживаться той же трех- и шестилетней периодичности, а общую продолжительность жизни «больного» предсказать трудно: она зависит от степени начального поражения. Тем, кому позволяют условия и обстоятельства, полезно также проявлять индивидуальную заботу о защитном покрытии своей машины (содержание таких рекомендаций будет у нас темой отдельного разговора, где потребуются сведения из раздела «Немного теории» — А. М.).
И еще одно любопытное обстоятельство. Оказывается, естественная конкуренция среди производителей антикоррозионных средств отнюдь не вызывает у них какого-то жесткою противостояния. Многие мелкие фирмы обращаются на Valvoilne и покупают продукты, материалы, которые не могут делать своими силами.
Упомянем и о перспективе. Реальностью становятся материалы не на сольвент ных растворителях, а на водоэмульсионной основе. Если нынешние препараты при обработке не боятся присутствия воды на деталях потому, что обладают особыми водовытесняющими свойствами, то для будущих вода станет просто естественной средой в момент нанесения. Тем не менее «шлифовка» марок Tectyl 210 и I22A продолжается даже по мелочам, имеюхдим значение для потребителя: исчез неприятный запах, с обработанной машины не стекают капли, пачкающие пол в гараже..,
Тема «коррозия и борьба с ней» чрезвычайно обширна, для одной газетной статьи попросту неподъемна, поэтому да простит читатель автора за скороговорку, допущенные пробелы и упрощения. Все это дело впредь поправимое.
Сейчас важно другое: на новом витке нашей автомобильной истории современный Tectyl пришел в Россию, причем теперь уже не на эфемерной, а прочной коммерческой основе. Д истрибьютором фирмы стало акционерное общество Примула, открывающее собственные станции по обработке машин, а также привлекающее дилеров для организации этих работ за пределами Москвы, Таким образом, в Москве уже сегодня, а в других местах немного позже мы можем защищаться от зловредной ржавчины самыми передовыми и эффективными способами. При этом существенно дешевле, чем при пользовании препаратами других фирм. И еще одно маленькое замечание. При чтении упоминавшегося выше шведского стандарта становится ясно, что многие достоинства импортных препаратов, появившихся за последнее время на нашем рынке, для Запада — просто нормальные требования сегодняшнего уровня. Чтобы не заниматься подробными перечислениями свойств и качеств, достаточно сказать, что современный Tectyl уверенно сохраняет свои флагманские позиции.
|