Серийное производство новенького «народного» седана LADA Granta еще не стартовало, однако жаркие споры о его достоинствах и недостатках кипят уже достаточно давно. И каждый, кто высказывает свое мнение, имеет право быть выслушанным. Шутка ли: Granta создана, чтобы прийти на смену «классике» в лице модели 2107 и более свежим творениям Samara и Kalina! Успех новинке обеспечен, вне всяких сомнений, но станет ли она шагом вперед для российского автопрома?
Следует признать, что АвтоВАЗ подготовился к дебюту Granta очень серьезно. Чего стоят одни только «покатушки» Владимира Путина! И пусть машина завелась не с первого раза, пусть премьер-министр РФ считает, что она идеальна для поездок на дачу – результат был обеспечен, о Granta заговорили все вокруг. В сети интернет уже сейчас можно насчитать с десяток любительских сайтов, заблаговременно созданных теми, кто планирует купить автомобиль и хочет общаться с другими владельцами. Такому ажиотажу могут позавидовать многие мировые автомобильные бренды.
Но и это не все! Для усиления эффекта АвтоВАЗ совместно с «ТМС Спорт» оперативно организовал гоночную моносерию LADA Granta Cup, специально для которой была подготовлена версия Sport с форсированным до 235 л. с. 1,6-литровым двигателем с турбонаддувом. До 100 км/час Granta Sport разгоняется за 5,6 секунды. По отзывам гонщиков, автомобиль получился быстрым, динамичным и хорошо управляемым, что в целом подтвердилось на первом этапе серии. В нем приняло участие восемь машин, семь из которых успешно добрались до финиша.
Спорт – это, конечно, здорово, но если смотреть на ситуацию объективно, то следует отметить, что гражданская версия Granta в любой из трех комплектаций (стандарт, норма, люкс) будет похожа на гоночную только формами кузова. Поэтому, чтобы не вводить читателя в заблуждение, далее мы будем говорить только о том, что в декабре 2011 года поступит в свободную продажу, и главное в этом вопросе – цена. Базовая версия Granta будет стоить всего 220 тысяч рублей (примерно 7800 долларов США), что, согласитесь, совсем немного. И потенциальных покупателей наверняка заинтересует, за счет чего АвтоВАЗу удалось сделать автомобиль таким дешевым.
Начать нужно с того, что Granta построена на платформе Kalina. Хорошо это или плохо, судить сложно. Плохо, что перед инженерами стояла задача создать автомобиль в кратчайшие сроки. Спешка очень редко приносит хороший результат, но на помощь россиянам пришли специалисты Renault и Nissan, обладающие богатыми знаниями и возможностями в компьютерном моделировании. Granta прошла все необходимые виртуальные тесты, прежде чем был собран и испытан опытный образец. А испытывался он в коварных условиях жаркого лета 2010-го с полной нагрузкой и прицепом массой 900 килограммов. В результате, чтобы снизить риск перегрева мотора, воздухозаборники в переднем бампере были увеличены.
Еще один немаловажный шаг к удешевлению производства – количество деталей в различных узлах автомобиля. Их стало меньше. Облицовка радиатора, например, у Granta объединена с передним бампером, за счет чего вся бамперная группа состоит из трех деталей, тогда как у Kalina их девять. То же касается и панели приборов (39 деталей вместо 52), и обивки дверей (3 вместо 15). Такая погоня за экономией, впрочем, может иметь и негативные последствия с точки зрения ремонта, ведь замены, в случае необходимости, будут требовать более сложные и габаритные детали, а значит, более дорогие.
Интересно, что большую часть комплектующих для Granta АвтоВАЗ заказывает у сторонних производителей – из Германии, Японии, Южной Кореи и Италии. Таким способом российский автогигант стремится к повышению качества, ради чего, кстати, была модернизирована вся производственная линия, на которой новинка будет собираться параллельно с Kalina. Это позволит максимально загрузить конвейер, рассчитанный на выпуск 220 тысяч автомобилей в год, 150 тысяч из них будут приходиться на Granta. В то же время АвтоВАЗ предусмотрел и возможность трехсменного режима работы, за счет чего мощность комплекса можно довести до 300 тысяч автомобилей в год.
Многое на заводе в Тольятти теперь будет автоматизировано, чтобы максимально снизить влияние человеческого фактора на самых ответственных участках производства. Так, на сварочной линии будут работать роботы, чьи действия в точности должны соответствовать тем математическим моделям, которые были созданы в процессе проектирования автомобиля. То же касается и окраски кузова на современном оборудовании немецкой компании Eisenmann, и процесса сборки. А там, где это важно и необходимо, сотрудники АвтоВАЗа обязаны ставить именной штамп и помещать контрольную карту изготовления, чтобы всегда было известно, кто несет ответственность за ту или иную операцию.
В конце каждой из восьми сборочных линий автомобили будут проходить определенные испытания, результаты которых отправят в заводскую информационную сеть, а после завершения всей сборки каждая LADA Granta пройдет стендовые проверки и тесты на полигоне. Иными словами, некоторые технологии российскому автопрому предстоит осваивать впервые.
Но вернемся непосредственно к автомобилю и его ходовой части. Granta получит перепроектированную подвеску как спереди, так и сзади. В комплектации «стандарт» кастер передней подвески останется на уровне 1 40’, а рулевая рейка сохранит число оборотов, равное четырем. Усилителя рулевого управления в этом случае не предусмотрено, зато он присутствует в версиях «норма» и «люкс», где для повышения курсовой устойчивости кастер увеличен до 2 45’, а количество оборотов руля снижено до трех. Кроме того, для передней подвески разработан новый модуль стойки с измененной конструкцией и характеристиками верхней опоры, усилены стабилизатор поперечной устойчивости и опоры кузова.
В задней подвеске, впервые в серийной практике LADA, АвтоВАЗ применит отрицательный угол развала (-1) и положительное схождение колес (+10’) с расчетом, что это значительно улучшит устойчивость автомобиля на дороге.
Granta будет оснащаться тремя версиями двигателей. В комплектации «стандарт» двигатель останется таким же, как у Kalnia, – 1,6 л, 84 л. с. Работать ему придется с 5-ступенчатой механической коробкой передач 1118. «Норма» и «люкс» получат модернизированный 8-клапанный агрегат 21116 (90 л. с.) объёмом 1,6 литра с облегченной шатунно-поршневой группой и сниженным расходом топлива (7,2 литра в смешанном цикле). Этот мотор будет агрегатирован с 5-ступенчатой механической КП 2112, однако в перспективе возможно использование модернизированной коробки передач с тросовым приводом.
В качестве дополнительной опции к комплектации «люкс» покупателям будет предложен 16-клапанный 1,6-литровый двигатель 21126 (98 л. с.), который уже сейчас устанавливается на Priora и некоторые версии Kalina.
К большому сожалению, пока мало что можно рассказать об интерьере Granta. Известно лишь, что комплектация «стандарт» будет лишена практически всех атрибутов, делающих езду комфортной. «Люкс» обеспечит более или менее приятные эмоции: электростеклоподъемники на всех дверях, две подушки безопасности для водителя и переднего пассажира, аудиосистема, подогрев передних сидений и наружных зеркал, бортовой компьютер и дистанционное управление замками дверей и багажника. Но даже в этом случае не стоит рассчитывать на роскошь. Все материалы будут простыми и дешевыми, для того чтобы цена автомобиля удержалась до отметки в 300 тысяч рублей.
Станет ли Granta шагом вперед для российской автомобильной промышленности? Объективный ответ на этот вопрос через год-два дадут сами автолюбители. Однозначно можно говорить лишь о том, что Granta создавалась исключительно для внутреннего рынка стран СНГ, ведь чтобы попытаться составить конкуренцию европейским брендам, АвтоВАЗу нужна не эволюция, а революция. Пока таковой, к сожалению, не предвидится.
Текст: Артем Киселев
Фотоматериала ОАО "АВТОВАЗ"
Другие статьи по теме:
Изменен состав автомобильной аптечки
Браконьерское ОМОНовение
Под мостом – с ветерком!
Brabus GL 63-Biturbo: Конкретный автомобиль
Биом - совокупность экосистем одной природно-климатической зоны
Перевозчики сориентировались быстро…
Mercedes-Benz SLR Stirling Moss: Легенда, рассказанная по-новому!
AC Schnitzer 99d
Рановато трамваям на свалку истории
Эх, дороги Бердянска, грусть и печаль...
|