Борьба с лихачами
Мнения экспертов - есть нюансы
Европейский опыт
Что в Архангельске?
Похоже, представители высшей уровни власти решили всерьёз бороться с нарушителями на дорогах.
До сих пор не утихают жаркие споры по поводу разрешения и запрета содержания в крови водителя минимально допустимого уровня алкоголя. И вот, вслед за проектом закона, который ужесточает наказание за управление автомобилем в нетрезвом виде, как бы продолжение темы наказания за грубые нарушения правил дорожного движения, представителями высшей палаты Федерального Собрания на рассмотрение депутатов Государственной Думы внесён законопроект, ужесточающий наказание водителей за нарушение скоростного режима езды. Авторами законопроекта стали члены Совета Федерации Светлана Орлова и Вадим Тюльпанов.
В соответствии с текстом предлагаемого законопроекта, предполагается внести дополнения в действующую редакцию административного кодекса РФ, предусмотрев более жесткое наказание для любителей быстрой езды в неустановленных для этого местах. Авторы предлагают изменить статью 12.9 Кодекса об административных правонарушениях, регламентирующую ответственность за превышение установленного скоростного режима, добавив в неё новую часть.
Борьба с лихачами
Стоит напомнить, что действующая редакция закона состоит из четырёх частей:
- наказание за превышение установленной скорости на величину от 10 до 20 км/ч, предусматривающая предупреждение или штраф в размере 100 рублей;
- наказание за превышение установленной скорости на величину от 20 до 40 км/ч, предусматривающая штраф в размере 300 рублей;
- наказание за превышение установленной скорости на величину от 40 до 60 км/ч, предусматривающая штраф от 1000 до 1500 рублей
- наказание за превышение установленной скорости на величину более 60 км/ч, предусматривающая альтернативное наказание в виде штрафа от 2000 до 2500 рублей или лишения водительского удостоверения на период от 4 месяцев до полугода. Проект закона, внесённый в Госдуму в начале марта, предусматривает включение в указанную статью пятого пункта, который установит ответственность водителей за превышение установленного скоростного режима в два и более раз. К примеру, подпадать под действие новой нормы КоАП будет водитель транспортного средства, движущегося по улицам населённого пункта со скоростью 120 км/ч и более. В случае принятия законопроекта и введение новой статьи, нарушителю будет грозить безальтернативное наказание в виде лишения прав на период от одного до двух лет.
Обосновывая свой проект, сенаторы приводят печальную статистику, по которой, в общем количестве ДТП со смертельным исходом, число происшествий, произошедших по причине значительного превышения скорости составляет почти 40%. А общее число ДТП, произошедших в связи с нарушениями водителями скоростного режима, значительно превышает показатель в 50%.
Один из авторов проекта, питерский сенатор Вадим Тюльпанов, обосновывая ужесточение закона, в пояснительной записке к законопроекту указывает на то, что пешеходы, являясь наименее защищенной категорией участников дорожного движения, с каждым годом подвергаются всё большей опасности. По его словам, третью часть всех ДТП составляют именно наезды на пешеходов, при этом, каждый четвертый наезд на пешеходов совершается в зоне действия дорожного знака "Пешеходный переход". В качестве ещё одного фактора, который Тюльпанов приводит в пользу необходимости ужесточения мер к нарушителям-лихачам, является то, что 95,5% подобных происшествий регистрируется в городах и на территориях населенных пунктов. При этом, причиной в наезде на пешеходов вне пешеходного перехода в большинстве случаев является превышение скорости.
Мнения экспертов - есть нюансы
Любопытно, что большинство специалистов, представляющих как МВД, так и различные общественные объединения автомобилистов, неофициально обсуждая внесённый законопроект, в целом соглашаются с тем, что ситуация с авариями, вызванными лихачами, вышла из-под контроля и требует принятия определенных мер. Однако, как отмечают эксперты, в предложенном варианте проекта закона существуют серьёзные "подводные камни".
Так, например, новая норма будет распространяться не только на тех, кто мчится по городской улице со скоростью 120 км/ч, но и на тех, кто ехал по внутридомовой территории на скорости в 40 км/ч, тогда, как по правилам там предусмотрена скорость движения не выше 20 км/ч. При этом, лихач, "пролетевший" по городскому бульвару со скоростью не 120, а, например, 100 км/ч, представляющий гораздо большую опасность, чем нарушитель скорости на внутридомовой территории, под действие новой нормы подпадать не будет вообще.
В качестве ещё одного минуса проекта закона, эксперты отмечают и то, что сегодня, вопрос о применении наказания к нарушителю, превысившему скорость на 60 км/ч, рассматривает суд, поскольку закон предусматривает альтернативу между штрафом и лишением прав. На судебном заседании есть возможность выяснить все обстоятельства совершенного правонарушения, установив, при этом реальную степень опасности проступка и определить меру наказания, исходя из реальной опасности нарушения. Безальтернативное наказание, в виде однозначного лишения водителя прав, значительно ужесточает наказание и "уравнивает" между собой всех нарушителей.
Есть и другие нюансы, которые, по мнению автомобилистов, не учтены составителями законопроекта. Сегодня, по действующим правилам, если факт нарушения зафиксирован автоматическими камерами, каким бы не было превышение скорости, прав за такое нарушение не лишают, а только штрафуют. Это объясняется тем, что автоматика, применяемая в приборах видеофиксации, может быть подвержена некоторым техническим сбоям. Рассматривая дополнения к статью 12.9 Кодекса об административных правонарушения, депутаты должны будут, либо добавить в предлагаемый текст поправок в качестве наказания альтернативное наказание в виде штрафа, либо узаконить возможность лишения водительских прав на основании фиксации нарушения автоматическими камерами.
А вот коллега авторов обсуждаемого законопроекта, член Совета Федерации Николай Власенко, комментируя внесенный проект, указывает на то, что ужесточение наказания за превышение водителями скорости на дорогах необходимо исключительно после повсеместного пересмотра ограничений скорости на дорогах страны. Сенатор уточнил, что, хотя меры по ужесточению наказания к водителям - лихачам правильный ход, разумными и справедливыми они могут стать только после того, как будет наведён порядок с дорожными знаками и самими дорогами. По словам Власенко, повышать наказание нужно, поскольку, из-за превышения скорости ежегодно на дорогах погибают десятки тысяч людей. Но помимо фактов превышения скорости, немалую роль в аварийности играет качество дорог, остающееся худшим в Европе. Во-вторых, как считает сенатор, скоростные режимы на многих дорогах определены совершенно неадекватно. Нередко ограничения настолько неоправданны, что создается впечатление, специального создания ситуации, провоцирующей водителя совершить нарушение.
Европейский опыт
Говоря про зарубежный опыт, стоит отметить, что санкции за превышение скорости практически во всех странах очень серьёзные. Так, в Германии, где дороги принято считать образцовыми, а на многих загородных автобанах ограничение скорости отсутствует вообще, "ненаказуемое" превышение скорости составляет всего 3 км/ч. Превысив скоростной режим на величину от 51 до 60 км/ч в пределах населенного пункта, придётся уплатить €280 штрафа и лишиться прав на пару месяцев. В случае, если подобное нарушение произошло вне города, оно обойдется в €240 и лишением прав на месяц. Кроме того, в обоих случаях нарушитель получит 4 штрафных балла. При достижении совокупного показателя в год 25 и более баллов, равно, как при трёхкратном превышении скорости, водитель лишается прав на два года. В Швейцарии, при разрешенной скорости в городе в 50 км/ч, не наказывают за превышение до 5 км/ч. А вот за превышение на скорости на 50 км/ч, штраф составит от €690 евро, дополнением к которому, будет изъятие водительских прав сроком на 1 год. Кстати, в Швейцарии, при назначении размера штрафа, суд учитывает не только показатель превышения скорости, но и материальное состояние, и доход нарушителя. Что касается самых мягких мер, применяемых к нарушителям скорости в Европе, то они предусмотрены на Мальте и Кипре. Там превышение скорости на 50 км/ч будет "стоить" водителю в €25 и 30 соответственно. При этом, в указанных странах аварийная ситуация далеко не самая худшая в Европе.
Что в Архангельске?
Ситуация в Архангельском регионе мало чем отличается от происходящего на дорогах страны в целом. По данным региональной службы ГИБДД, за 2011 год в Архангельской области было зафиксировано 2246 ДТП, жертвами которых стали 211 человек, а ещё 2919 человек получили различного рода травмы. Однако, как отмечает руководитель региональной ГИБДД, особую озабоченность вызывает рост аварий и увеличение числа пострадавших, ввиду нахождения за рулём пьяных водителей.
Что касается выявления фактов нарушения скоростного режима, то тут тоже наблюдается тенденция роста, однако в данном случае, рост количества выявленных нарушений обусловлен внедрением в деятельность дорожной инспекции средств фото-и видеофиксации. Тем более, что удельный вес фактов превышения скорости в два и более раза в числе общего количества нарушений скоростного режима в Архангельской области имеет показатель, меньший среднестатистического по стране.
Автор: Сергей ВАСИЛЕНКОВ
Другие статьи по теме:
Жителя Красноярского края, убившего полицейского из Кызыла, будут судить в Хакасии
Renault Megane GT и GT Line
Kia Naimo: Электричество в кубе
15 россиян погибли в ДТП на Украине
Автопробег по отдыхающим
Троих жителей Хакасии обвиняют в убийстве предпринимателя из Абакана
Массовое ДТП возле аэропорта.
На российском рынке вновь представлены легендарные мотоциклы Урал
Была ли необходимость в отмене техосмотра?
3-й ЭТАП КАЗАХСТАНА ПО ДРИФТУ
|