Впервые нам предоставился шанс попробовать «на зуб» этот японский автомобиль. А внимание он привлекал давно, хотя бы потому, что Subaru Legacy—завсегдатай высших эшелонов раллийных чемпионатов. Правда, не так давно стало известно о поступлении на европейский рынок новой версии этой машины. Но вряд ли изменения столь радикальны—преемственность новинки очевидна.
Итак, перед нами Subaru Legacy Station Wagon—полноприводный универсал с вязкостной муфтой в межосевом дифференциале. Энерговооружение машины обеспечено традиционным для Subaru оппозитным 4-цилиндровым двигателем с рабочим объемом 22 литра. Вероятно, фирма предпочитает такие моторы благодаря возможности хорошей его балансировки и компактности, позволяющей снизить центр масс. На Subaru Legacy Station Wagon использованы шины Michelin модели MXV3-A размерности 185/70 R14.
СНАРУЖИ
Внешность универсала Subaru Legacy весьма специфична и вряд ли в полной мере соответствует современным тенденциям автомобильного дизайна. Плоский низкий капот (спасибо оппо- зитному двигателю) был бы очень кстати для какого-нибудь приземистого седана или хэтчбека. Но когда он сочетается с массивным и высоким кузовом типа универсал (да еще с дополнительным ступенчатым подъемом крыши), то его пропорции кажутся странными и угловатыми.
Большие передний и задний свесы, большой дорожный просвет увеличивают ощущение громоздкости, что подчеркивается и относительно небольшим размером колес. Это еще не «колосс на глиняных ногах», но ассоциации уже возникают.
Очень симпатична облицовка радиатора, удачно вмонтированы продолговатые фары. Сзади же излишняя высота не слишком обращает на себя внимание благодаря огромному стеклу заднего окна и широкой красной полосе с красивой надписью Legacy, разрезающей поверхность надвое. А вот попытка разделить боковые поверхности блестящим молдингом нам показалась не очнь удачной и несовременной.
Главное же впечатление от внешнего осмотра — это нарочитая рациональность и функциональность.И
впрямь, если позволяет компоновка моторного отсека опустить линию капота — так почему же этого не сделать? Нужен удобный вместительный салон — не жертвовать же им ради красивых обводов кузова! Колеса маловаты — но ведь и они прекрасно выполняют свои функции, зачем же их делать больше? С этим, пожалуй, можно согласиться.
Кузов хорошо продуман и выполнен с большой тщательностью. Боковые двери с удобными ручками, широкие дверные проемы, огромная задняя дверь, открывающая свободный доступ в ба
гажное отделение. Этот проем лишь в нижней части немного сужен задними фонарями, зато погрузочная площадка опущена очень низко и очень удобна, поскольку бампер является ее продолжением.
Отметим и то, что при проектировании кузова большое внимание было уделено безопасности водителя и пассажиров. Основные элементы кузова рассчитаны так, чтобы обеспечить наиболее эффективное поглощение энергии удара при столкновении. С этой же целью в боковые двери введены массивные энергопоглощающие усилители.
Не оставлена без внимания и долговечность: около 80 % (по массе) стальных элементов кузова подвергнуто гальванической обработке для лучшей защиты от коррозии. Пол имеет поливинилхлоридное покрытие, а наиболее уязвимые полости, например, в дверях и порогах, защищены антикоррозийной мастикой.
ВНУТРИ
Багажный отсек впечатляет своими размерами. Действительно Wagon! Чуть скрадывают объем только два неизбежных выступа по бокам, скрывающие элементы задней подвески да динамики аудиосистемы.
Спинка заднего сиденья раскладывается по частям или целиком, значительно увеличивая вместимость. Так что «взрослый» велосипед здесь умещается запросто. Отправляясь в долгий путь, обстоятельный путешественник может захватить с собой все, что пожелает. В небольших контейнерах в боковых панелях можно разместить всяческие автомобильные мелочи и инструменты. Полноразмерная запаска располагается в нише под полом багажника, не мешая ничему и никому, но требуя разгрузки багажа, чтобы ее достать. Багажный отсек можно закрыть удобной горизонтальной шторкой на уровне верхней кромки спинки заднего сиденья. Итак, с багажом все в порядке. А каково людям?
Салон Subaru Legacy Station Wagon очень объемен, полон воздуха, в нем легко дышится. Сиденья и дверные панели обшиты мягкой тканью темно-серого цвета. Ничего яркого, угловатого, раздражающего. Формы и цвета сдержанны и спокойны. При этом не чувствуется аскетичности, скорее — ощущение делового комфорта. Нам показалось странным наличие, светлосерого пластика на верхних частях обшивки дверей и передней панели, хотя, быть может, здесь заложена идея плавного перехода от темных тонов в глубине салона к льющемуся через стекла свету.
Пассажиры заднего сиденья устроены весьма комфортабельно и по длине, и по ширине, и, тем более, по высоте. Но только в том случае, если их двое. Троим же не хватает ширины на уровне плеч. Задйее сиденье хорошей формы и оптимальной жесткости, но некоторым может показаться, что спинка слишком близка к вертикали.
Хороша эргономика водительского места. Удобное по форме, размерам и жесткости сиденье имеет достаточно широкий диапазон регулировок по длине, наклону спинки и высоте подушки сиденья. Есть регулировка поддержки в поясничной области. Все это позволит выбрать оптимальную рабочую позу для водителей любой комплекции.
Рулевое колесо с регулировкой по высоте, удобно во всех отношениях. Рычаг переключения передач и педали также расположены очень удобно. Рядом с рычагом переключения передач примостился еще один рычаг поменьше — с его помощью включается понижающая передача.
Управление стеклоочистителями и светом осуществляется подрулевыми переключателями справа и слева от рулевой колонки. Алгоритм управления светом — вращательный, требующий снятия руки с баранки. Стеклоочистители переднего стекла включаются последовательным перемещением
теплого воздуха, управляются рычажком. Шкала последнего, в отличие от большинства подобных систем, имеет кроме красной («теплой») и синей («холодной») зон еще и белую. Расположив рычажок в этой зоне, вы получаете возможность, сохранив поток теплого воздуха в ноги, освежить лицо прохладным. Управляются потоки шестью клавишами — удобными, информативными, с индикатором включения. Работа системы весьма эффективна, довольно быстро создает заданные условия, несмотря на внушительный объем салона.
в ДВИЖЕНИИ
Первое, что мы отметили, — это очень удобное управление тягой. Реактивное действие и ход педали подобраны так, что водитель может плавно регулировать тяговую силу даже при движении на первой передаче с очень малой скоростью. Никаких рывков, никаких «за- тыков»! Но если, скажем, от светофора наступить от души и крутнуть мотор хотя бы на первой и второй передачах тысяч этак до шести, то, тормозя перед следующим светофором, будет видно, как основной поток только- только рассасывается от предыдущего перекрестка. Это возможно не только благодаря характеристике двигателя. При резком старте даже на мокром асфальтео- леса ни разу не «буксанули». Спасибо и приводу на все четыре колеса, и самоблокиру- ющимся системам в трансмиссии.
Без особого напряжения, ровно и уверенно, автомобиль вывез нас из лабиринта улочек на шоссе с интенсивным транспортным потоком. И мы быстро пришли к выводу, что пятой передачи вполне хватает, чтобы вписаться в
этот поток и легко в нем маневрировать, совершая обгоны. Все это — в диапазоне скоростей от 60 до 120 км/ч. Даже с 50 км/ч пятая передача позволяет не спеша набрать скорость; правда, при этом из под капота раздается натужный звук. И только в острых ситуациях, когда нужен стремительный рывок, возникала необходимость перейти на передачу пониже. Примечательно, что для этой цели более подходящей нам оказалась третья, позволяющая в этом интервале скоростей «пульнуть» с очень высоким ускорением. Четвертая передача оказалась в большинстве случаев не очень удобной. Ведь спокойный режим движения в широком диапазоне обеспечивает пятая передача, а резкий рывок до 120 км/ч мы получаем на третьей. Четвертая же становится актуальной выше этой скорости, но здесь и пятая дает неплохую динамику. Кстати, если на 130—140 км/ч нужно резко ускориться при обгоне, то переход с пятой на четвертую не дает желаемого рывка. Так что четвертая передача применялась в основном при интенсивном прохождении пологих поворотов на скоростях выше 120 км/ч, чтобы лучше управлять тяговой силой.
На широком свободном шоссе нам немного не удалось дотянуть стрелку спидометра до 170 км/ч. Четвертая не хотела раскручиваться дальше, а пятой не хватало. (Заметим, что все наши оценки динамики Subaru проводились с четырьмя* взрослыми мужиками на борту.) В целом, разгонная динамика нам понравилась.
А неприятные ощущения доставила коробка передач. Затрудненное включение, недостаточная избирательность и отсутствие четкости раздражают и отвлекают во-
рычагавниз. Имеется прерывистый цикл с широким диапазоном регулировки частоты работы «дворников». Кнопка на торце рычага включает омыватель, чему сопутствуют три взмаха щеток. На заднем стекле есть обогреватель и щетка с омы- вателем. Есть и омыватель фар. Что ж, забота разработчиков о хорошей обзорности в ненастную погоду налицо. Ну, а в сухую погоду обзорность тем более хороша! Большие окна, неширокие, удачно расположенные стойки — все способствует быстрому и надежному приему внешней информации. Вот только внешние зеркала заднего вида (настройка с электроприводом) слишком искажают расстояния, и к этому трудно привыкнуть.
Щиток приборов очень прост, но при этом содержит все, что нужно. А самое главное — все прекрасно читается благодаря удачному расположению, хорошо выбранным размерам цифр и делений, четкой и понятной символике.
Порадовало и управление микроклиматом. Четырехскоростной вентилятор, также как и выбор количества дителя. Особенно сильно «доставало» включение третьей передачи. «Поймать» ее сразу удавалось редко: попадаешь либо на пятую, либо не попадаешь никуда вообще. А ведь именно третья передача может вывести из затруднения в острой ситуации, при неправильно рассчитанном обгоне, когда резерв времени очень мал.
Неожиданной для легкового автомобиля оказалась понижающая передача. Однако при наличии привода на все колеса это может значительно повысить возможности по преодолению подъемов или буксировке прицепов. Кроме того (хотя в этом и нет особой необходимости), значительно расширился выбор передаточных чисел и в обычном движении. Ведь включается понижающая так же, как и любая другая передача: выжал сцепление — и на ходу включай, пожалуйста.
Поездив какое-то время на этой машине, мы пришли к выводу, что привод 4x4 применен на Subary Legacy не столько для того, чтобы полнее реализовать тяговую силу при динамичном разгоне, сколько для расширения области использования автомобиля, обеспечивая необходимые для преодоления крутых подъемов сцепные свойства, буксирования тяжелых прицепов (что подтверждается наличием понижающей передачи), а также для надежного движения по скользким дорогам. Все это очень важно и для путешествий, и для «бытовых» нужд.
Управление тормозной силой показалось непривычным из-за большого перемещения педали. Но, немного привыкнув, мы сочли информативность вполне достаточной, уровень усилия нор
мальным, а эффективность по замедлению — на высоком уровне благодаря, в том числе, и великолепным свойствам шин Michelin MXV 3- А. Однако есть один очень серьезный и даже опасный недостаток. При торможении в повороте, на скользкой дороге, в случае блокировки колес автомобиль в первый момент теряет устойчивость — и его начинает резко разворачивать внутрь поворота. Если продолжать держать колеса неразблокированными, то машина скользит боком всеми четырьмя колесами. Эффект этот настолько силен, что, приспособившись, мы использовали его для разворота на 180 градусов на мокром и грязном асфальте. Страшно представить себе, к чему это может привести зимой на обледенелых дорогах! Причиной такого эффекта может быть просто неправильная установка регулятора тормозных сил именно на нашей машине. Но может быть и более серьезная болезнь, связанная со спецификой систем блокировок в полноприводной трансмиссии.
Есть в тормозной системе и приятный сюрприз. Это — система «антискатывания», заменяющая «ручник» и упрощающая трогание на подъеме. Итак, если вы остановились на подъеме и, собираясь тронуться, выжали сцепление и включили передачу, то, отпустив тормозную педаль, вы не покатитесь назад. Колеса остаются заблокированными до тех пор, пока, прибавив обороты и отпуская педаль сцепления, вы не начнете движение вперед. Очень удобное устройство, значительно снижающее напряжение водителя, особенно в горной местности!
|