ВНЕДОРОЖНЫЙ джип — машина по определению универсальная и многофункциональная. Еще в годы своей военной юности джипы решали на полях сражений задачи, для других типов и классов машин априори неподъемные. И вот теперь, меньше года назад, стараниями фирмы ARTAIS они обрели еще одну профессию, принципиально новую, — наблюдателя-метеоролога.
Специалисты фирмы, известного на всю Америку поставщика специализированного метеорологического обору дования, взяли самый что ни на есть стандартный автомобиль Jeep Cherokee (АР№3, 1993, стр.10—11), выкинули из салона заднее сиденье и на освободившееся место затолкали комплектме- теоприборов, способных автоматически отслеживать самые разные погодные показатели: силу и направление ветра, относительную влажность, атмосферное давление, видимость, высоту облачного покрова, уровень осадков (буде таковые имеют место) и т. д. Конечно, на ходу вся эта машинерия работать не может, поскольку весьма плотно «упакована» в салоне, но по прибытии в точку ведения наблюдений ее легко развернуть и задействовать в одиночку, и уйдет на это от силы минут двадцать. Откидывается кверху задняя (пятая) дверца, отдается пара фиксаторов — и платформа, на которой смонтирован измерительный комплекс, легко выезжает из кузова по направляющим. Надо только не забыть опустить две «ноги», на которые она будет опираться. Телескопические мачты для анемометра, дождемера и регистратора видимости в походном положении покоятся на крыше автомобиля в водонепроницаемых пеналах; они вставляются в особые гнезда на платформе и надежно фиксируются в них одним движением.
После того как аппаратура развернута и задействована, она функционирует в автоматическом режиме и никакого вмешательства со стороны оператора не требует. Информация от датчиков поступает в централизованный процессорный блок, где обрабатывается и — при необходимости — сбрасывается на жесткий диск, где и накапливается. Объема «памяти» хватает на непрерывную работу аппаратуры в продолжение семи суток. Для просмотра собранных данных в салоне рядом с водительским местом, — иначе говоря, там, где вообще-то положено находиться перчаточному ящику, — монтируются стандартный компьютерный VGA-дисплей и стандартная же клавиатура. При помощи этих традиционных устройств ввода-вывода можно при необходимости изменять формат данных, получая по выбору текущий обзор, сводную информацию за определенный период или, скажем, наблюдения по нескольким наперед заданным параметрам. Все данные можно тут же получить в распечатанном виде, подсоединив к соответствующему компьютерному порту обыкновенный принтер. Менее традиционным средством вывода информации является встроенный синтезатор человеческого голоса, подающий через заданные интервалы информацию по выбранным загодя параметрам непосредственно в эфир через 40-ваттный УКВ-передатчик, также входящий в комплект оборудования. Информация может передаваться и в закодированном виде, если предполагается ее дальнейшая машинная обработка в централизованном порядке, — компьютерам для общения между собою синтезированный человеческий голос ни к чему, они и так поймут друг друга. Между прочим, фирма ARTAIS указывает, что ее «электронный метеоролог» владеет не только английским, но и другими языками, но какими именно — не сообщает.
Процессорный блок не выкатывается под открытое небо вместе с платформою, а спокойно «сидит» внутри кузова сразу за спинками передних сидений. Там же смонтированы и вышеупомянутый радиопередатчик, и система питания — 12-вольтные аккумуляторы плюс конвертер на 115 вольт переменного тока 60 Гц, от которого работает электроника (это американский стандарт). В нормальном режиме аккумуляторы подзаряжаются от автомобильного генератора при движении от точки к точке, однако для пущей автономности предусмотрен еще и независимый от автомобильных агрегатов источник питания — генератор ЕМ220Х японской фирмы Honda, способный на протяжении 9 часов непрерывно давать либо переменный ток указанного напряжения и частоты, либо постоянный ток напряжением 12 вольт.
Система снабжена развитой внутренней диагностикой, позволяющей отслеживать все режимы ее функционирования и сообщать об отмеченных сбоях либо непосредственно оператору, либо — через тот же УКВ- передатчик — в центр, куда стекаются и все другие оперативные данные. В принципе мобильный метеорологический комплекс довольно надежен и способен нормально функционировать на высоте до 4000 м над уровнем моря, при температурах от —10 до +50 градусов Цельсия, под проливным дождем до 150 мм/ч и при очень сильном ветре.
Каковы области применения «метеоджи- па»? Изготовители осторожно намекают, что мобильный комплекс равно применим «как в военных условиях, так и при чрезвычайных ситуациях в мирное время». Весьма полезным он может оказаться, например, во время лесных пожаров, когда оперативная информация о текущей метеорологической обстановке прямо влияет на эффективность борьбы с огнем: зная путь его распространения, который обычно совпадает с направлением ветра, не в пример легче преградить ему дорогу. Вне рамок чрезвычайных ситуаций такая система сослужит неплохую службу в глубинке, где ровное поле для посадки летательных аппаратов, может, и найдется, а современной аэродромной инфраструктуры нет и в помине.
Машина вместе со всей «начинкой» весит не более 2,5 тонн, что еще больше увеличивает мобильность комплекса: если путь до точки наблюдения не близок или дорог туда нет, — в горах она, скажем, — грузи джип в вертолет и лети куда надо, а там водитель-оператор сам разберется... Очень, очень удобная это вещь и очень полезная. Особливо в наших условиях всеобщей необустроенности.
В России таких машин пока что нет ни одной, — что и понятно: ведь первый экземпляр даже в Штатах был продан только прошлой весною, а до того само существование этого мобильного комплекса было тайной за семью печатями, — ведь ARTAIS не единственный в Штатах производитель метеорологического оборудования, и конкуренты, что называется, не дремлют. Но препятствий к поставкам в нашу страну такой аппаратуры более не существует, и, если найдутся у нас люди, способные оценить пользу своевременной и оперативной метеорологической информации, то найдутся и люди, способные в кратчайшие сроки поставить «метеоджипы» на наш рынок.
|