В соответствии с приказом МВД РФ от 19.02.1999 года № 120 на территории РФ имеют равное значение два образца водительских удостоверений (образец № 1 - на бумажной основе, образец № 2 - на пластиковой основе). Право выбора образца водительского удостоверения принадлежит гражданам. Законодательно выдача водительского удостоверения приравнена к юридически значимым действиям и рассматривается законодателем как не только действие по передаче документа заинтересованному лицу, но и действия по его изготовлению. Дифференциация размера государственной пошлины за выдачу водительского удостоверения в зависимости от того, из каких расходных материалов оно изготавливается, означает, что затраты на изготовление водительского удостоверения учитываются законодателем при определении размера государственной пошлины. Определением Конституционного суда РФ от 1 марта 2007 года № 326 установлено, что положения статей 8 и 333.16, подпункта 36 пункта 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ в системе действующего правового регулирования означают, что государственная пошлина является единственным и достаточным платежом за совершение государственным органом юридически значимых действий, к каковым приравнена выдача документов, включая водительские удостоверения.
В связи с тем, что, по мнению прокуратуры Тверской области, взимание с граждан на договорной основе платежей за фотографирование и ламинирование водительского удостоверения является нарушением действующего российского законодательства, а также ущемлением законных прав и интересов граждан, с 12 марта 2009 года на неопределенный срок приостановлена выдача и изготовление водительских удостоверений образца № 2.