ДО ТОГО, как полигон был объявлен действующим (это произошло в июле 1964 года), в дорожно- испьттательских делах заводов и институтов царила своеобразная вольница: у всех были свои излюбленные, «прикатанные» места. Нужна горная трасса — ехали в Крым или на Кавказ, булыжник — в Рыбинск или под Мелитополь. В работах, где требуется «мерный километр» (ровный, горизонтальный, с хорошим покрытием), обходились участком 124—125 км шоссе Москва—Ленинград. Конечно, идущий транспорт мешает ужасно, но иного никто себе просто не представлял, К тому же в такой жизни присутствовали и чисто человеческие мотивы: у одного — романтика дальних странствий, у другого — возможность что-то выгодно прикупить для дома. Поэтому, когда начали «загонять» на полигон, внутреннее сопротивление было изрядным; потребовалось несколько лет, чтобы переломить настроение испытательского мирка. Зато уж нынешнему поколению профессионалов и подумать странно: как можно провести сколько-нибудь серьезную работу «по- дикому». не на спецдорогах?,,
А этих самых дорог целевого назначения на полигоне множество. Прежде всего — скоростная магистраль (замкнутый маршрут длиной 14,1 км), рассчитанная на движение со скоростью 200 км/ч, Именно тут днем и ночью идет форсированный пробег машин всех марок. Несколько меньшую протяженность (8,2 км) имеет булыжное кольцо с двумя полосами движения: одна с ровным замощением, другая со специально рассчитанным «выбитым» профилем. Здесь ведут проверку общей прочности автомобилей. Особое положение занимает динамометрическая дорога, назначение которой — определение динамических и топливно-экономических характеристик, Она представляет собой абсол ютно гори зонта льн ы й 4- кил ометр о в ы й участок высококлассного шоссе, на котором в пределе можно разогнаться до 300 км/ч. а затем пройти один километр с заданной достигнутой скоростью. Дальше нужно упомянуть целую сеть сугубо специализированных отрезков километровой длины: шумосоздающая дорога, «бельгийская мостовая», «короткие волны», ровный булыжник, выбитый булыжник, Все они связаны между собой так, что можно скомбинировать любой кольцевой маршрут, отвечающий поставленной задаче. Кроме того, есть полутора километровая имитация горной дороги с радиусами поворотов от 20 до 80 м, а также уникальный комплекс из восьми подъемов с постоянной крутизной от 4 до 60 %. Имеются, понятно, и грунтовые дороги, отличающиеся по проходимости, общая протяженность которых составляет 36 км.
Целый ряд специальных элементов полигонного обустройства тоже, по сути, следует отнести к дорожно-испытательным делам. Среди них можно назвать мелкий и глубокий бассейны, водоем, грязевую ванну, щебеночную дорогу для коррозионных проверок, а также комплекс пассивной безопасности со знаменитым бетонным кубом, о который разбивают автомобили для оценки их стойкости при столкновениях. К числу упоминаемых сооружений надо отнести и трек со сменными неровностями, где проверяют прочность рам и несущих систем при самых жестоких деформациях.
|