Перечеркнувший репутацию
Казалось, страсти улеглись, но повод для серьезных размышлений об этической стороне поведения гонщиков на трассе остался. И поэтому особый интерес представляют мнения пилотов, специалистов и заинтересованных лиц, прокомментировавших этот неприятный инцидент, омрачивший окончание мирового первенства.
Жак Вильнев, чемпион мира 1997 года:
— Идти на обгон было большим риском. Я знал — Михаэль попытается таранить меня. Поэтому не очень-то удивился, когда это произошло. Но смысла оставаться вторым просто не было. Уж лучше улететь в гравий, чем финишировать вторым, не предприняв никаких попыток переломить ситуацию.
Удар был достаточно сильным и, слава Боту, что мне вообще удалось довести гонку до конца. А Михаэль или зажмурился, или почему-то не сумел удержать руль. Да, таран у него не получился — сам улетел, а я — нет.
Джеки Стюарт,трехкратный чемпион мира:
—Все это могло печально кончиться. Действия Шумахера были не только неэтичными, а прямо-таки неприличными. Поведение такого рода нельзя просто порицать. Мы не имеем права допускать, чтобы такое происходило — надо быть жестче. Джим Кларк, Грэхэм Хилл, Дан Герни, Денни Хьюм никогда бы себе такого не позволили. И Мосс, и Фанхио тоже... Я все еще верю, что в гонках на Большие Призы есть место для честной борьбы, есть место для высокой морали. (Д.Кларк, Г.Хилл, Хьюм и Фанхио — чемпионы мира. — прим, авт.)
Фил Хилл, чемпион мира 1961 года:
—В мои времена такой поступок мог бы привести к настоящей трагедии. Тогда это было... немыслимо из-за последствий. Ведь с безопасностью дела обстояли далеко не так хорошо, как сейчас.
Деймон Хилл, чемпион мира 1996 года:
—Михаэль показал свое истинное лицо и получил по заслугам. Давно сложившееся представление об излюбленных привычках, приемах и тактике Шумахера лишний раз подтвердилось. Думаю, поступи он
иначе — на репутации это все равно бы не отразилось. По крайней мере, немецкий гонщик постоянен в своих наклонностях.
Бернгард Эккльстоун, вице-президент ФИА:
—Поступить так глупо... Это не в духе Шумахера. Даже проигрывая, нужно сохранять хорошие манеры. Нельзя терять лицо. Пресса за это замордует.
Майкл Калвин, гоночный обозреватель газеты «Таймс»:
—Шумахер испортил свою репутацию действиями столь циничными, что ни о какой симпатии к нему не может быть и речи.
Найджел Роубак, обозреватель журнала «Отоспорт»:
—Позор, что это совершил самый одаренный гонщик в мире.
Михаэль Шмидт, обозреватель журнала «Ауто, Мотор унд Шпорт»:
—Благодаря этому «короткому замыканию» гоночный гений Шумахер потерял все: титул чемпиона мира, симпатии болельщиков и свое доброе имя.
Вилли Вебер, личный менеджер Шумахера:
—Через три недели все забудется. Сейчас же крысы выползают из своих нор, чтобы заживо сожрать Михаэля.
Жан Тод, гоночный директор «Феррари»:
—Людей надо оценивать не по ошибкам, а по результатам работы.
Михаэль Шумахер, чемпион мира 1994 и 1995 годов:
—Жак хорошо провел торможение, а я совершил промашку. Я ведь человек, а не машина... Но от меня ошибки не ожидали. Уверяю вас, в автомобильных гонках бывают случаи посерьезнее того, что произошел в Хересе. В будущем мои действия в похожей ситуации станут другими.
По мнению многих специалистов, наказание Шумахера было чересчур мягким. Но дело не в строгости. Неспроста, наверное, перед стартом традиционных гонок в Индианаполисе судья объявляет: «Джентльмены, заводите ваши моторы!» И сколь бы острой и бескомпромиссной не была борьба, мы видим в гонщиках любого ранга прежде всего джентльменов, от которых ждем рыцарского поведения и честной игры.
|