Когда примерно в 50-х годах коррозия начала всерьез «доставать» автомобилистов, первыми забеспокоились шведы. Это понятно: страна развитая, а климатические условия достаточно суровые, поч т как у нас. Именно там пришли к выводу, что для полноценной защиты автомобиля нужны два разных продукта: один — прочный, укрывающий наружные поверхности днища, второй — мягкий, нотекучий и «ползучий», предохраняющий4 внутренние поверхности скрытых полостей. Технология впрыскивания препарата в скрытые полости получила название «метод ML» (М — первая буква названия шведской автомобильной ассоциации, а буквой!.увековечен ведущий разработчик Sven Laurin). Шведский национальный стандарт, предписывающий свойства и методы проверки защитны х материалов (фолиант в 90 страниц) по сей день служит настольной книгой всех специалистов, работающих в данной области (разумеется, этот документ постоянно совершенствуется), Стандарт Швеции — это планка, которая разделяет сомнительные, низкокачественные изделия и те, что признаны в мире (кстати, среди последних есть уже немало таких, которые значительно превосходят пороговый уровень).
Так был заложен фундамент, на основе которого развернулась работа в лабораториях и исследовательских центрах в разных странах. Работа кропотливая и многотрудная, поскольку сама задача очень непроста; Составы, предназначенные для защиты металла от коррозии, позволительно сравнить, к примеру, с моторными маслами, где сама масляная основа — только база, а рабочие, эксплуатационные свойства конечного продукта определяются сложным по составу пакетом присадок. То же и здесь. Скажем, препарат типа ML, приготовленный на основу синтетического воска, должен содержать в себе не только химические ингибиторы коррозии (вещества, препятствующие окислению Железа), но и многие другие присадки, придающие составу требуемые физические свойства, Препарат обязан хорошо распыляться и оседать ровной пленкой, обладать высокой тиксотропностъю (способность самостоятельно затягивать огрехи и раны покрытия), охотно пролезать в щели и всякие другие узкости, быть стойким к жаре, холоду и т, д. Перечень этот можно продолжать и продолжать, Что же касается средства для наружного покрытия днища (underbody), то оно, при всех'тех же химических и физических охранительных достоинствах, должно быть еще и механически прочным, поскольку ему приходится выдерживать град песка и камней, вылетающих из-под колес автомобиля С згой целью продукты такого рода делают на битумной основе (изредка на битумно-каучуковой).
Когда препараты типа ML и Underbody появились на свет и оформились в виде самостоятельного класса химических продуктов, началось естественное соревнование разработчиков и производителей, довольно быстро прорисовавшее общую (и весьма устойчивую) картину. Положение лидера прочно удерживают препараты с маркой Tectyl, выпускаемые компанией Valvoilne. Доля этих материалов в общем мировом выпуске составляет около 35 %. Второе место принадлежит шведским продуктам DMtrol (примерно 25%), а остальные 40 % делят между собой многие фирмы гораздо меньшего масштаба.
|