ВСЁ ли? Это ведь только те, кто «на виду», — либо самые крупные по объемам деятельности, либо самые знаменитые в силу, так сказать, прошлых заслуг. Есть и другие предприятия, на фоне «грандов» откровенно мелкие и слабосильные, погоды на автомобильном рынке не делающие, но из-за этого отнюдь не менее интересные и вниманием публики обделенные лишь благодаря этакому высокомерному снобизму средств массовой информации: мол, «а, это мелочи!» Загибаем пальцы:АС, Bristol,
Caterham, Ginetta, опять же Lotus — ну, купила его давеча фирма Bugatti, так и что с того, автомобили ведь как выпускались, так и выпускаются, — потом еще Morgan, извечный репликар, вот уж сколько лет кряду прилежно копирующий самого себя, и сгойкий Reliant, и... да этак у пас скоро пальцев на руках не хватит! Мало не покажется.
В э том ряду стои т и марка TVR. Это, скажем сразу, совсем не то предприятие, которое выпускает суперавтомобили Jaguar XJ220: то называется Тот Walkinshaw Racing, сокращенно — TWR. Почувствуйте, как говорится, разницу. А предприятие TVR основал человек по имени Тревор Уилкинсон, и было это сорок лет тому назад в славном городе Блэкпуле, что в графстве Ланкашир. Сведущие в английском правописании, наверно, удивятся: с каких же это пор фамилия Уилкинсон пишется через «V», а не так, как, скажем, на бритвенных лезвиях Wilkinson Sword? Все правильно, дорогие, фамилия как писалась через «W», так и пишется, а в аббревиатуре заводской марки ее просто нет как таковой: она, марка, образована из имени основателя — TreVoR. Только и всего.
Мечей достославный сэр Тревор Уилкинсон не ковал и к пресловутым бритвенным лезвиям тоже от ношения не имел никакого. Был он механиком и с самого НПО года зани
мался тем, что строил у себя в Блэкпуле спортивные машины с использованием кое-каких серийных агрегатов от автомобиля Austin А-40, назвать который «спортивным» вряд ли у кого повернулся бы язык. Фирменным «блюдом» Тревора Уилкинсона была сварная несущая структура, выполненная из многочисленных трубок, особым образом изогнутых и сваренных меж собою, — легкая и одновременно прочная. По сей день такая конструкция остается типичной для машины TVR. К ней крепились все агрегаты ходовой части, а поверх нахлобучивался кузов, который делался из стеклопластика. Заказы па эту «скорлупку» Тревор обычно размещал на фирме RGS Atalanta.
Марка TVR впервые появилась на двухместном закрытом автомобиле в 1954 году: до этого машины Уилкинсона были практически штучными и делались по заказу, а когда он убедился, что спрос на его продукцию существует, то арендовал за городом старый кирпичный нс то склад, не то заводской корпус под громким названием Ноо Hill Industrial Estate и развернул мелкосерийное производство. Двигатель закупался па стороне, у кого-либо из крупных производителей, — причем сплошь и рядом ото делал сам будущий владелец автомобиля: кто приобретал и привозил моторчик от двухместной MGA, кто фордов- ский «движок», а кто и настоящий гоночный Coventry Climax FWE. Подвески ставились фольксвагене некие, от Жука (другой модели тогда и не было), а пластиковый кузов переделывался из серийной «скорлупы», поступавшей в широкую продажу под наименованием Microplas Mistral и рассчитанной па представителей набиравшего в ту пору силы на английской земле движения «автомобиль — своими руками», или, для краткости,* «сам-авто». Все это, как
видите, уже, оказывается, было, было, было... но не будем отвлекаться.
По-настоящему работа развернулась после 'того, как американский торговец автомобилями Рэй Зайдель прислал заказ на большую партию машин. Он же предложил и название для первой модели, — Grantura: звучно, «загра
нично» и похоже па «grandeur» — слава, роскошь, великолепие. Хотя, если честно, какое уж там великолепие: сущий винегрет из покупных частей, — подвески Volkswagen, как уже было сказано, мосты British Motors, тормоза Austin Healey, рулевой механизм Ford, даже кузов и
тот от фирмы Microplas!
Только своего и было, что трубчатая поддерживающая структура. Однако американцам нравилось (импорт, как же!), причем часть машин Зайдель потребовал отгрузить в «подсобранном» — иначе говоря, полуразобранном, — виде, специально для 'тех, кто хотел бы со
брать свой автомобиль собственноручно: в Штатах такой публики тоже хватало. Покупателей не останавливало даже то, что в багажник приходилось забираться дедовским способом — из кабины, откинув сиденье, — а для того, чтобы выковырнуть из округлого задка «запаску», вообще требовалась ловкость воистину акробатическая.
Очень скоро основатель фирмы Тревор Уилкинсон почувствовал, что не в состоянии справиться с валившимися на него со всех сторон трудностями и проблемами, что автомобилестроительный бизнес — штука слишком хлопотная и не по нему. Он отошел от дел, а фирма пошла, чо называется, по рукам. В 1961 году новый руководитель, А.Хоптон, попытался было удариться в большой автоспорт, пригласил отличных специалистов, даже сманил из фирмы Triumph тамошнего руководителя заводской команды автогонщиков, — а добился лишь того, что к концу 1962 года предприятие обанкротилось окончательно, и не вмешайся в дела текстильный магнат Арнольд Бартон, история марки TVR так на этом бы и закончилась. По счастью, Бартон был фанатом автомобилей TVR, и благодаря его финансовой поддержке фирма не только пережила свое первое банкротство, но и расширила свое присутствие на американском рынке, начав поставки за океан модели Griffith с V- образпым 8-цилиндровым двигателем и с новыми подвесками на спиральных пружинах, которые спроектировал бывший сотрудник фирмы Rolls Roy се Джон Тернер. Официальным агентом в Штатах теперь был не Зайдель, а некий Гриффит, продававший автомобили TVR под своим именем в качестве марки. Все как будто бы начало налаживаться, — и тут, как гром с неба, новое банкротство.
|