УМОЛКЛИ речи, замерла толпа журналистов. И в наступившей тишине раздался пронзительно чистый звук трубы — ура грузовику года! А рядом в свете прожекторов на вращающемся подиуме возвышался сам виновник торжества, ярко-алый Volvo FH12. Если присмотреться внимательнее, то за спиной трубача можно раз*%ядеть стеклянную витрину, в которой стоят четыре приза Truck of the Year. Мы не ошиблись — именно четыре, так как грузовики Volvo завоевывают этот титул в четвертый раз.
В 1979 году призом был награжден компактный, но комфортабельный грузовик F7, в 1984 году десять членов жюри из тринадцати отдали предпочтение тяжелой *бес- капотной машине F10 Intercooler. Экономичный дизель с промежуточным охлаждением, небольшой собственный вес, вместительный топливный бак и удобная кабина вскоре сделали этот тягач «бестселлером» в Европе.
В 1986 году победила уже серия машин, ряд FL (FL6, FL7 и FL10) полной массой 8—40 тонн; на этот раз призером стала гамма FH, а именно FH12 и FH16.
Как выбирают грузовик года? Для этого существует специальное жюри из автомобильных журналистов различных западноевропейских стран, а возглавляет его Патрик М. Кеннет — менедже р британской фирмы Transport Know-How Ltd (на нашей фотографии он слева). Жюри оценивает конструкцию, ожидаемый экономический эффект и т. д. Правда, в высоких кругах «грузовой» прессы существует мнение, что жюри не выполняет поставленной задачи — каждый «тянет одеяло на себя», причем в состав жюри не входят многие профи-журналисты. Но, как бы то ни было, конкурс есть конкурс-
Распределение голосов было следующим: первое место, набрав 74 очка из 91 возможного, заняла гама Volvo FH, второе место, 46 очков, получил IVECO Euro Star (см. АР № 21, 1993 г. и тест в этом же номере), а третьими, с большим отрывом (18 очков) стали DAF 75/85, о которых мы писали в АР № 1, 1994.
Четвертое место, 10 очков, досталось легкой гамме M.A.N. L2000, пятое, 4 очка, «чеширским котам» ERF ЕС (грузовики действительно производятся в британском
графстве Чешир), а последним, набрав 3 очка, стал «француз» — Renault АЕ.
Шведский концерн долго шел к этой победе. Предыдущие магистральные машины F12 и F16 и сегодня популярны в Европе, но двадцать лет непрерывного выпуска — большой срок даже для таких долгожителей, как тяжелые грузовики.
Первые экспериментальные Volvo FH — разумеется, замаскированные, с решеткой а'1а Scania и мусором в ржавом неприглядном кузове — удалось сфотографировать в начале прошлого лета знаменитому фотографу соревнований Truck-Racing Оскару Хоген- дорну. Уже на «шпионских» снимках было видно, насколько .дизайн FH отличается от предшественника F: обтекаемая кабина, обилие спойлеров, наклонное лобовое стекло...
Официальная презентация гаммы FH состоялась в сентябре прошлого года. Концерн заявил журналистам, что на работы по созданию новых машин было затрачено 6,5 миллиарда шведских крон — ого! Итог — две машины, FH12 и FH16.
Обе могут работать в качестве обычных грузовиков, самосвалов и т.п., но основ
ное предназначение машин — «дальний бой», т.е. магистральные перевозки.
Volvo FH12 оснащаются рядной 12-литровой «шестеркой» D12A в трех исполнениях: 340, 380 и420 л.с. Дизель новейшей разработки имеет 4 клапана на цилиндр верхнее расположение кулачкового вала и электронное управление впрыском топлива. При этом вместо привычного ТНВД, топливного насоса высокого давления, здесь стоят гак называемые насос-форсунки, по одной на каждый цилиндр.
Кроме этого, новые двигатели по заказу могут оснащаться моторным тормозом VEB (Volvo Engine Brake). Он состоит из двух элементов — регулятора давления выхлопных газов и компрессионного тормоза.
Регулятор давления представляет собой заслонку с пневмоприводом на выпуске, которая входит в осна
щение многих тяжелых машин, зато компрессионный тормоз запатентован как новое.изобретение.
VEB срабатывает, когда водитель убирает ногу с педали газа или (при включенном круиз-контроле) как только машина превысит установленную скорость на 7 км/ч. При необходимости можно оставить включенным только регулятор давления, а можно и целиком отключить систему.
Вторая машина семейства, Volvo FH16, тоже имеет рядную «шестерку», но 16-литровую — это всего лишь дизель от предыдущей модели F16, но с мощностью, увеличенной до 520 л.с.
Разумеется, обе серии двигателей отвечают экологическим нормам Euro I, a D12A — нормам Euro II, которые вступят в действие с 1996 года. К осени конструкторы Volvo предполагают довести до стандарта Euro II и 16-литровый дизель.
Трансмиссия и шасси грузовиков не сильно отличаются от предыдущих моделей, зато кабина до сих пор вызывает жаркие споры среди экспертов. С одной стороны, она имеет непревзойденную аэродинамику — не зря Volvo продували в аэродинамической трубе! А вот внутри кабина получилась тесноватой, хотя и с обилием электро
ники, дополнительного оборудования и т.п. Кстати, существует три исполнения кабины — обычное, со спальным отсеком, вариант Globetrotter, со спальным отсеком и высокой крышей, плюс три варианта отделки интерьера: Euro, Business и шикарный Royal.
Западноевропейские эксперты единодушно отмечают, что серия FH по всем статьям превзошла серию F: новые машины мощнее, легче в управлении, могут взять «на борт» больше тсШлива, разумеется, экономичнее и экологичнее. Так, при сравнительном тестировании тягачей FH12 и F12 полной массой 40 тонн, которое проводил журнал Fernfahrer, новый тягач расходовал 39,6 л/100 км — почти на три литра меньше, чем предшественник.
«Вы уже видели на дороге новые Volvo?» — спросил я у водителя, который вез нашу группу журналистов из аэропорта в Амстердам, на выставку. «Нет, до сих пор не приходилось», покачал головой тот. И тут же, как по заказу, навстречу прошел бело-синий красавец FH12: с надписью Globetrotter на кабине, двумя антеннами Си- Бирадио и огромным трехосным полуприцепом — «мегатрейлером»..
Ах, вы ночи, ах, Белые ночи...
При свете белых ночей, в обрамлении прекрасных карельских пейзажей прошел X этап чемпионата России по ралли.
Небольшой городок Приозерск, что в 130 километрах от Санкт-Петербурга, 18—19 июня принимал участников ралли Белые ночи. 86 экипажей из разных городов России стартовали на дистанции 433 км, из которых 156 км им предстояло пройти с максимально возможной скоростью. Вся трасса была поделена на четыре круга, после каждого из которых были даны перерывы. Стартовав в 16 часов в субботу, ралли Белые ночи финишировало на следующий день в 1050утра.
Так уж совпало, что гонка проводилась в дни, когда город праздновал свое 700-летие.
Mazda А. Лядухина—В. Родионова никогда больше не будет такой красивой
ПЗ-ЗА пробелов в образовании я всегда думал, что Приозерск в недавнем прошлом был финским городом... И только сейчас узнал, что семь веков назад он был основан русскими людьми и носил имя Корела. Затем он много раз становился объектом воинственных притязаний «разных прочих шведов» и только после «финской кампании» конца 30-х годов и Второй мировой войны окончательно стал русским городом.
Правда, и до сих пор в его окрестностях встречается много финских наименований.
В прошлом году вся гонка прошла на четырех скоростных участках (СУ), которые спортсменам пришлось проехать трижды. А в этот раз организаторы добавили еще пять СУ, и гонщики проехали каждый из девяти СУ по два раза.
Казалось бы, это не так уж и интересно — «елозить» по одним и тем же дорогам. Ан нет, не так все просто! Есть существенная разница — ехать по даже очень знакомой дороге днем, при свете солнца, или ночью — пусть даже белой, но при свете фар. И, если к этому добавить, что трасса сложна и требует высочайшего водительского мастерства, то станет ясно, что «легкой прогулки» (даже для фаворитов) не предвиделось.
А фавориты в этой гонке были. Во- первых, это были спортсмены, которые в чемпионате '93 заняли 1—10 места в «абсолюте» и попали в лист приоритета РАФ. Во-вторых, в нынешнем чемпионате в четвертой зачетной группе участвуют несколько гонщиков на автомобилях Mazda, Toyota, Lancia, Peugeot, Opel, и это обстоятельство придает особую остроту борьбе за абсолютную победу. Тем более, что и гонщики, пилотирующие иномарки, как вы понимаете, не из самых плохих.
«Как и положено», СУ-1 Бригадное выигрывает Lancia Delta, пилотируемая Виктором Балаканом (С.-Петербург). Сложную трассу длиной 9,8 км с множеством поворотов, спусков и подъемов, покрытую к тому же асфальтом очень сомнительного качества, он преодолел за 4 мин 55 секунд. Удивительно, но второй результат (-4.58) здесь — у Алексея Коростелева (Гжель). Да, конечно, он — мастер спорта международного класса, но автомобиль-то — ВАЗ-21083. Хотя и подготовлен по требованиям четвертой зачетной группы (облегчен, форсирован и т. д.) Лишь третье время (-5.00) — у москвича Алексея Лядухина (Mazda), который недавно победил в ралли Мытищи.
Уже следующий, СУ-2 Березово, Ля- духин выигрывает вчистую. Toyota Celica Андрея Герасенкова (С.-Петербург) отстала аж на 12 секунд. А третьим (-16 с) приехал все тот же Балакан.
В этот момент я, грешным делом, подумал, что вся гонка теперь сведется к противоборству японской и итальянской техники. Однако результаты СУ-3 Севастьяново все поставили с ног на голову: на секунду опередил Балакана и Лядухина ВАЗ-21083 Юрия Виноградова (С.-Петербург).
Похоже, ралли Белые ночи стало «камнем преткновения» для Игоря Коновалова (Раменское), который, выражаясь на спортивном жаргоне, «убрался» на этом СУ. Та же участь постигла его и в прошлом году — неужто выработался «комплекс трассы»?
Завершал первый круг ралли СУ-4 Коммунары — небольшой (5,4 км) ас
фальтированный участок дороги, проходящий по лесу. В конце его — трамплин, требующий ювелирной точности пилотирования: на большой скорости машина совершает высокий прыжок и приземляется через десяток-другой метров.
Как раз здесь и ошибся Виктор Балакан: неточно выбрав траекторию захода, он взлетел, на трамплине, машину чуть развернуло и... приземление было нештатным. Каким-то чудом, уже за пределом мастерства, Виктор удержал машину на дороге, обдав толпу зрителей мощным вихрем. Не один из них икнул в этот момент от страха...
А Лядухин опять впереди — выигрывает по секунде у Коростелева и Виноградова, и становится лидером после первого круга ралли. Вторым завершает эту часть гонки Николай Бороздин (С.- Петербург) на ВАЗ-21083 с отставанием в 32 секунды, а третьим (-34 с) — Гера- сенков.
К этому моменту у Лядухина возникла проблема: перестала включаться третья передача. И весь пятичасовой перерыв перед стартом второго круга прошел для него в душевных муках. Было очевидно, что КПП следует заменить — благо, она была в запасе. Но сделать это в перерыве было нельзя: по правилам в это время машины находятся в «закрытом парке», куда нет доступа ни гонщикам, ни механикам.
Можно было попытаться это сделать после старта второго круга, когда от КВ до СУ-5 Моторное надо было проехать около 17 км за 50 минут. Как видно, норма времени более чем щадящая, ну «хватанул» бы штраф за опоздание. Но... решение было принято: с «зубовным скрежетом» в КПП Алексей рванул со старта СУ-5 и... показал лучший результат, отняв 24 секунды у Бороздина и по 28 секунд у Балакана, Герасенкова и Коростелева. Кто б мог предвидеть такую прыть — без третьей передачи!
Но, как всегда, конец подкрался незаметно. Следующий СУ-6 Заостровье был самым скоростным из всех. Mazda мчалась, как снаряд из пушки. И тут коробку передач мгновенно заклинило, а вместе с ней — и все четыре колеса полноприводной машины. Конечно, заглох двигатель и, теперь уже неуправляемый, снаряд, не вписавшись в поворот начал крушить кусты и деревья, сметая все на своем пути. Mazda превратилась в груду металлолома. Все. Гонка для них закончена. Да и чемпио
нат тоже. Слава Богу, что гонщики остались целы: штурман Валентин Родионов
—в полном порядке, а у Алексея, судя по тому, что его подташнивало, было, похоже, легкое сотрясение мозга. Конечно, жаль хорошую машину. Но будет, я уверен, другая. А ребята молоды и многое еще успеют.
В отсутствие москвича резко обострилась борьба между земляками-петер- буржцами Герасенковым, Балаканом, Бороздиным и Виноградовым, гжель- цем Коростелевым. Ближе к финишу гонки в ряды лидеров буквально вломился москвич Николай Трепыхалин. Но сошел на втором круге Балакан, не дотянул несколько десятков километров до финиша Виноградов, начал кипеть двигатель в машине Коростелева. И даже победа Трепыхалина в четвертом круге не смогла ухудшить позицию Герасенкова — он действительно ехал быстро и надежно. Потому и победил.
После финиша счастливый штурман победителя рассказывал: «Андрей хорош только на коротких допах — 6—10 километров. Дальше он просто заводится, и мне едва хватает сил держать его».
Следует отметить одно событие*, в третьей зачетной группе на этот раз стартовали 11 экипажей. И те, кто финишировал, получили полновесные зачетные очки, которые были отняты у «волгарей» на предыдущих этапах из- за несовершенства Регламента раллийного чемпионата страны. А ведь в этой зачетной группе есть своя борьба, своя интрига. Главное — есть люди, беззаветно влюбленные в автоспорт и... в Волгу. И сегодня в этом классе есть два безусловных лидера — москвичи Виктор Еремин и Александр Стоян.
В этот раз Виктору не повезло: он лидировал после первого круга, но на злосчастном СУ-6, том самом — скоростном, «кончил» двигатель. А Стоян победил, заняв, по-моему, очень почетное
—14-е место в «абсолюте».
Получилось так, что на этом ралли я
«по совместительству» работал водителем у спортивных комиссаров РАФ — возил на своей машине бывших тренеров сборной СССР по ралли Анатолия Брума и Эрнеста Цыганкова. Так вот, оба они, умудренные колоссальным опытом, убежденно говорили, что лучшей трассы для подготовки настоящих раллистов сегодня в России нет.
И я склонен верить им.
|