Московских международных салонов и мотор-шоу Союз Дизайнеров России проводит конкурс «Лучшее в автомобильном дизайне». За это время около 50 автомобилей разных стран и фирм отмечены призами и дипломами. Конкурсы запомнились все: один августовским кризисом и демонстрацией тотального невежества АЗЛК под маркой «Иван Калита», другой-показом купеческо-размашистой концепции «Волги-3111», еще один — приездом в Москву реформатора BMWКристофера Бэнгла. Что на этот раз? Для нас, россиян, все, как всегда. И если бы не вазовские премьеры, шел бы народ к...Brabus.
Но потоки посетителей с этого маршрута сбивала ярко-красная «баркетта» — LadaRevolution. Похоже, это первая в истории современного отечественного автомобильного дизайна профессионально задуманная программа. Профессиональная - от поставленной задачи и привлеченных современнейших средств проектирования до логотипа и прекрасно изданного проспекта. Дизайн — Андрея Рузанова. Ярко, оригинально, но, как показалось, излишне многодельно. Ведь дизайн такого функционального автомобиля должен быть утилитарнее. Иначе как бить-то его, а потом восстанавливать? Кольцевые гонки «контактны», и пилоты быстро отрихтуют красивые бока «революционерки».
Но в то же время, чем еще завлечь молодежь, если не перекличкой с F40 (посмотрите сзади!). Я думаю, что это сделано осознанно, и если так, то весьма профессионально.
Ступенькой выше по подиуму 1_аба-2170 — радикальная попытка вазовцев уйти от неудачного дизайна «десятки». Почти удалось. Но видно «наследство» слишком уж тяжелое, а денег на новую программу — минимум. Жаль. Вот они — знакомые до боли и уникальные в своем роде задние стойки, не позволяющие отнести «семидесятку» (как и «десятку») к современным моделям, и «фамильная» одутловатость поверхности. Но благодаря новейшей светотехнике и аккуратненьким пропорциям багажника машина все же сменила образ и стала походить на этакого «восточного гостя» середины 90-х, когда корейский автопром робко осваивал европейские рынки.
Еще пара ступеней вверх, и вот новая «Ока», правда, не прототип, а всего лишь
концепция — макет одного из вариантов. Поэтому строго его судить не будем, а лишь пожелаем вазовским дизайнерам и стилистам удачи. Здесь же, в павильоне Форум, самые яркие зарубежные дизайн-премьеры нашего рынка: NissanZ, CadillacCTS, Megane II и столетний Ford, эффектно выступивший в модной номинации минивэнов. Элегантный С-Мах и практичный Fusion, если победят в нашей стране параноидальные пристрастия к изолированному багажнику, могут стать популярнейшими моделями. ИЖ, ГАЗ, УАЗ... Если бы не прекрасно исполненный прототип нового внедорожника «ГАЗ-ЗЮб» и яркое выступление фольклорного ансамбля возле бревенчатого «пятистенка» — офиса «ульяновцев», ей- Богу, многие прошли бы мимо. Все прототипы ви- дены-перевидены и давно должны были выпускаться, а мучено-перемученное «тело» «Волги-3110» просто надо найти мужество предать земле... Качественный же и крепкий дизайн уазовского «Симби- ра» (он же «УАЗ-3163») еще совсем чуть-чуть и «перезреет», морально устарев. Но мы по-прежнему «танцуем и поем».
Вот рядом на стенде Audi тирольских песен никто не исполнял, хотя формальный повод для веселья был: европейская премьера, как никак. Длиннобаз- ная модификация модели А8 — европейский старт в России. А это значит, «Точно в цель» - есть в нашем конкурсе такая номинация. Вот это настоящий современный дизайн, иллюстрирующий вечную аксиому: «Форма следует за функцией». Без того гармоничные и, я бы добавил, интеллигентные пропорции нового А8 стали динамичнее и солиднее, и народному любимцу, «длинной семерке» BMW, явно придется поубавить спесь.
А рядом стенд Mitsubishi, который «тормозил» всех. Новый Lancer— не знаю... Отличат ли его от предыдущего непосвященные, но концептуальный кабриолет CZ2 от француза Оливье Буле (это он нарисовал Maybach!) был вне конкуренции. Буле всеми силами старается сохранить японскую культуру дизайна и не дать ей ассимилироваться в европейском котле. Удалось - не то слово. «Кабриоскульптура», которую нужно обходить вокруг, как в музее. Да просто красиво! Вообще стенд Mitsubishiне в пример многим — цельное и осознанное действо, направленное на единую и конкретную цель.
В соседнем павильоне японской чувственности противостояла строгая утилитарность - здесь царил дизайн Volkswagen. Сразу три премьеры, правда, «наши», российские: уже знакомый кроссовер Touareg, компактвэн Touran, поражающий своими пятью сотнями (!) трансформаций салона и бразильская версия народного автомобиля - аскетичный Gol, низкая цена которого должна насторожить дилеров ВАЗа.
|