Просроченная задолженность по автокредитам на 1 августа 2016 года составляет 41,1 млрд. рублей, что соответствует 6% портфеля по автомобилям в кредит. На конец 2012 года этот показатель соответствовал 5%. Аналитики «Секвойя кредит консолидейшн» прогнозируют на конец 2016 года просроченную задолженность на уровне 54,0 млрд рублей, а на 2017 года более 80,0 млрд. рублей.
Государственные программы по льготному кредитованию способствуют тому, что 50% автомобилей приобретают в рассрочку, а доступный автокредит с 18 лет обеспечивает постоянный рост этого показателя, так как все большее число молодых людей приобретают авто именно в кредит.
Среди самых проблемных регионов по просроченной задолженности на автомобили выделяют Московскую, Ленинградскую, Новосибирскую, Кемеровскую, Ростовскую области, Краснодарский край.
Как правило, большая доля просроченной задолженности приходится на автомобили отечественного производства, заемщики — среднего достатка или получающие зарплату в «конвертах», теряя основную работу, не в состоянии оплачивать платежи по кредиту.
Средний размер задолженности продолжает увеличиваться. Так в 2015 году это 530 тысяч рублей, по прогнозам 2016 – 550 тысяч рублей. Аналитики рост задолженности связывают с высокими процентными ставками (15-16 процентов) и увеличением средневзвешенной стоимости приобретаемого автомобиля на 3% (на 2016 год – 870 тысяч рублей, на 2015 год – 840 тысяч рублей).
Банки все больше прибегают к услугам коллекторских агентств, кредит передают на ранних сроках просроченной задолженности, потому как при стандартном сроке просрочки более года, сумма реализации автомобиля не покрывала и половину задолженности по просроченному кредиту.
Объем кредитов, которые находятся в работе у коллекторов, составляет 25,6 млрд. рублей, что на 80% больше по аналогии с прошлым годом.
|