Производство каких бы то ни было технических устройств, включая автомобили, использует зубчатые передачи в различных вариантах исполнения. Колесные пары определенных типов изготовить сложнее, поэтому, например, конические зубчатые колеса применяются реже цилиндрических. Но там где нагрузки непостоянны, и углы вращения тоже меняются, без них не обойтись. Конические шестерни можно обнаружить в узле под названием редуктор. Работа различного промышленного оборудования, а также всех видов транспорта - от локомотивов и строительной техники, до самых обыкновенных легковых и грузовых машин немыслима без этой детали. Можно с уверенностью сказать, что конические передачи - древнее гениальное изобретение (подобно винту или колесу), замены которому для осуществления передачи вращательного движения человечество пока не придумало, и уж автомобиль никак не мог без нее обойтись.
Зубчатая передача конического типа, изготавливаемая такими предприятиями, как реммехцех 3, нашла применение вместе с валами, расположенными под углами друг по отношению к другу. Наиболее яркий пример работы такой передачи в автомобиле заключается в том, что его двигатель передает крутящий момент колесам (в грузовиках обычно задним) с помощью карданного вала. Он часто расположен на одной оси с коленвалом двигателя и примыкает к нему посредством коробки передач и сцепления. Назовем его вал №1, а ось, к которой крепятся задние колеса - вал №2. Таким образом, оба этих вала постоянно расположены перпендикулярно друг по отношению к другу, что и создает необходимость использования конической передачи. Именно внешний вид колес, напоминающий усеченный конус, дал им такое название. Зубья вытачиваются на их боковых плоскостях, которыми они соприкасаются друг с другом. Там, где основание конуса, они выступают больше, а по мере приближения к вершине уменьшаются в высоте. Нарезка венца может быть криволинейной или прямой. Гипоидная передача предназначена для валов со смещением по оси, а ее профиль представляет собой винтовую спираль. Без особой смазки эксплуатация такого типа передачи будет затруднена ввиду ее предрасположенности к частым заеданиям, в то время как тихая работа и плавный ход являются ее неоспоримыми преимуществами.
Несущая способность всех конических передач обеспечивается не более чем на 85%. Чтобы заедание колес сводилось к минимуму, а сами они были износостойкими и прочными, независимо от нагрузок и скоростей, с которыми они работают, помимо качественной смазки, должен применяться качественный материал. Как правило, шестерни изготавливаются из стали.
|