ПЕРФОРМИЯ и ATH American Express о мошенничестве персонала
Компания «ПЕРФОРМИЯ» занимается оказанием консалтинговых услуг в сфере найма, подбора и повышения эффективности работников. С 2015 года «ПЕРФОРМИЯ» проводит круглые столы для владельцев и руководителей бизнесов. На круглых столах «ПЕРФОРМИИ» практикующие эксперты делятся эффективными решениями проблем менеджмента персонала. Первый круглый стол состоялся 29 сентября на тему «Управление персоналом в кризис». Получив положительные отзывы, «ПЕРФОРМИЯ» сделала проведение круглых столов традицией.
В кресле экспертов побывали руководители и топ-менеджеры таких компаний, как HeadHunter Russia, «Аэрофлот», Сбербанк, «Автобан», ГК «Энтузиаст», пятизвездочных отелей Hilton и Lotte. Один из круглых столов был посвящен теме вовлеченности персонала в деятельность компании. С выступлениями экспертов и участников мероприятия вы можете ознакомиться в статье: «ПЕРФОРМИЯ: отзывы экспертов о круглом столе».
Первый круглый стол в 2016 году состоялся 26 января и был посвящен теме «Мошенничество персонала. Как взять под контроль теневую экономику компании». Экспертами выступили: директор по обеспечению бизнеса компании «Северсталь» Александр Кряталов, управляющий партнер Management Development Group Inc. Дмитрий Потапенко, председатель совета директоров АТН American Express Андрей Воронин, организатор круглого стола – главный консультант компании «ПЕРФОРМИЯ» Фатима Чапхаева.
Один из экспертов – Андрей Воронин, чья компания занимается оказанием бизнес-тревел услуг и проведением корпоративных мероприятий. Способов выйти за границы дозволенного в данной сфере множество. Андрей Воронин представил лишь некоторые из них:
– Заселение сотрудника в номер класса люкс вместо обычного номера. Расплатившись за отель корпоративной картой, работник предоставляет отчет о своих расходах в бухгалтерию. Там производят оплату счета, поскольку думают, что раз командировка авторизована начальством, то авторизованы и расходы. Способ борьбы с таким видом мошенничества прост – это предоплата отеля. Сотрудник не должен расплачиваться за проживание корпоративной картой.
– Сотрудник может выписать себе железнодорожный билет в агентстве и оплатить его за счет работодателя. Потом с билетом он приходит в кассу «Российских железных дорог», сдает его и получает деньги за возврат. Один такой случай раскрылся, когда человек купил самые дорогие билеты от Москвы до Владивостока и обратно, а потом пришел с намерением их вернуть. Сумма была велика, и бдительная кассирша заподозрила неладное. Благодаря ей мошенник был разоблачен. Чтобы избежать таких ситуаций, достаточно ввести систему контроля запланированных на командировки расходов и сумм, которые были реально потрачены.
– При организации выездных корпоративных мероприятий недобросовестные сотрудники нередко селят в отель своих родственников либо закупают еду и напитки, которые впоследствии используют в своих личных целях. Расходы после этого «размазываются» по всей смете.
– Работник может вступить в сговор с сотрудником агентства-организатора. Совместно они выставляют завышенную стоимость услуг от агентства. Сами после этого получают процент от всех расходов на командировки.
– Более удивительными являются случаи, когда работники отправляют в «командировки» своих друзей и родственников. При этом билет выписывается на сотрудника компании (уже уволенного либо еще работающего). В практике работы ATH American Express были случаи, когда такая схема принесла организации реальный ущерб в несколько миллионов рублей.
Избежать подобных ситуаций можно благодаря совершенствованию системы учета. Выявить нарушение достаточно легко. База оформленных на командировки приказов и сумма реальных расходов должны совпадать, в компании необходимо ввести контроль данных показателей.
Андрей Воронин подчеркнул: чтобы снизить риски мошеннических действий при организации бизнес-поездок и корпоративных мероприятий, достаточно ввести контроль в трех точках:
1. Процесс бронирования.
К примеру, с помощью автоматизированных систем бронирования. Сотрудник в системе выбрал для себя цену; программа, формируя заказ, высылает руководителю эту информацию и еще два наиболее выгодных, на ее взгляд, предложения. Зная это, работник сам начинает искать наиболее адекватные варианты.
2. Отчеты после поездок.
База оформленных на командировки приказов и сумма реальных расходов в отчете должны совпадать. Если в компании введен контроль данных показателей, то злоупотребления вскрываются достаточно быстро.
3. Аналитические отчеты (могут производиться за конкретный период по человеку, по подразделению, по бизнесу в целом).
Такие отчеты предоставят руководителю компании полную картину финансовых расходов, позволят составлять прогнозы, выявлять нарушения и определять риски, связанные с проведением бизнес-поездок и организацией мероприятий.
Отзывы о компании «ПЕРФОРМИЯ», а также о мероприятиях, проводимых компанией, вы можете прочитать во вкладке «ПЕРФОРМИЯ отзывы» на официальном сайте компании.