Автомобилями, в масштабах истории, мы пользуемся относительно недавно. Всего за 100 лет мы успели неразрывно связать себя с этими замечательными механическими устройствами. Но комфорт и скорость скрывают недостатки, и одним из главных недостатков на данный момент является ухудшение экологии на планете.
Ежедневно миллионы автомобилей по всему миру сжигают миллионы тонн топлива, выбрасывая в атмосферу отработавшие газы, которые содержат оксиды серы, азота, углерода, сажу. Это становятся причиной парникового эффекта, смога.
Впервые на проблему экологической чистоты автомобилей обратили внимание в 70-е годы ХХ века. Стали вводиться ограничения по выбросам и экологической чистоте выбросов автомобилей. В это время появились устройства, которые снижают токсичность отработавших газов – каталитические нейтрализаторы.
Принцип работы каталитического нейтрализатора, а сокращенно «катализатора», довольно прост. Катализатор представляет собой керамический блок со множеством сот для увеличения площади контакта. Поверхность сот изнутри покрыта сплавом иридия и платины. Недогоревшие в двигателе остатки топлива, CO и NO, касаясь поверхности сплава, оксиды окисляются до конца, формируя устойчивые соединения.
Впервые каталитический нейтрализаторы был создан в 1953 году инженером Юджин Хоудри. Но в это время по всему миру использовалось топливо с добавкой тетраэтилсвинца для повышения детонационной стойкости, которая убивала катализатор за несколько сотен километров. Когда добавка свинца была запрещена, каталитические нейтрализаторы стали использоваться практически во всех выпускаемых автомобилях. Каталитический нейтрализатор стал рядовой запчастью для автомобиля: купить катализаторы оптом или в розницу можно почти в любом, даже некрупном городе.
Каталитический нейтрализатор не является вечным. Платиновое покрытие имеет определенный ресурс, по истечение которого в выхлопе автомобиля начинает увеличиваться уровень токсичных газов.
|