В этом разделе рассматриваются основные детали механической коробки передач. Основные принципы ее работы уже описывались в разделе о конструкции трансмиссии; здесь же они рассматриваются подробнее.
Рычаг переключения передач
Рычаг переключения передач может находиться либо на рулевой колонке, либо перед передними сиденьями либо между ними. В старых машинах были рычаги с тремя передними передачами на рулевой колонке (в очень старых машинах перед водителем находились 60-сантиметровые рычага). Затем появились спортивные автомобили с четырьмя передними передачами, в которых рычаг находился на полу (отсюда пошло название “четыре на полу”). В настоящее время, почти у всех автомобилей с пятиступенчатой механической коробкой передач рычаги находятся на иолу. А некоторые спортивные автомобили оснащены шестиступенчатыми механическими коробками передач.
Сцепление
Выжимной подшипник соединен с педалью через отжимной рычаг, который перемещает нажимной диск вперед и назад.
Когда двигатель начинает работать на новой скорости (или, вообще, пытается сдвинуть автомобиль с места), вы отпускаете педаль сцепления, чтобы соединить диск сцепления с маховиком. Благодаря фрикционным накладкам диски схватываются и начинают снова вращаться с равными скоростями.
Шестерни
Коробка передач содержит шестерни, с помощью которых она реагирует на движения рычага переключения и сцепления. Собственно говоря, шестерни - это металлические колеса с зубцами но краям, которые позволяют им зацепляться ( 9.4). Изначально в механических коробках шестерни вводились и выводились из зацепления рычагом переключения передач. В современных автомобилях шестерни находятся в постоянном зацеплении, а перемещаются только синхронизаторы, вызывая изменения крутящего момента.
Количество шестерен в КПП зависит от количества передних передач. Дополнительная шестерня меняет направление крутящего момента, чтобы машина могла ехать назад. Эта шестерня заднего хода работает вместе с шестернями низшей передней передачи. Поскольку прежде чем сдать назад, нужно остановиться, и потому, что на больших скоростях задним ходом ездят только каскадеры, низшая передача обеспечивает крутящий момент, достаточный для преодоления инерции и движения машины “в обратном" направлении. Поэтому обычно ваша машина двигается назад довольно медленно, но с большой силой.
|