Из-за всего того, что происходит в двигателе, машине нужно чем-то поддерживать свое “хладнокровие”! Автопроизводители увидели в воде простейшее решение проблемы, так как обычно она в изобилии, дешева и всегда доступна. (Кроме нескольких “умников”, которые решили, что воздух еще дешевле и его еще больше, и создали двигатель с воздушным охлаждением. Если у вас Фольксваген выпуска до 1975 года выпуска, то вы не найдете в нем ни капли воды.)
Естественно, не все не гак просто, как кажется на первый взгляд. Чтобы охлаждающая жидкость не закипала в двигателе, производители добавили несколько устройств. В их число входят водяной насос, который заставляет охлаждающую жидкость двигаться внутри мотора: вентилятор и радиатор для охлаждения жидкости; герметичная крышка радиатора, замедляющая процесс кипения; термостат, помогающий быстро набирать и удерживать нужную температуру; и, наконец, антифриз, поднимающий температуру кипения и не позволяющий двигателю ржаветь, а воде замерзать зимой. Сложите все это вместе, и вы получите систему охлаждения автомобиля ( 8.1).
Система охлаждения высокоэффективна. Обычно для ее поддержания не требуются какие-то дополнительные работы — только бдительное наблюдение за утечкой и редкая проверка или замена охлаждающей жидкости. Эта глава посвящена детальному рассмотрению этой системы. В главе 14 "Как уберечь машину от перегрева" рассказывается, что делать, если машина перегрелась, как ее обслуживать, искать неисправности системы охлаждения и выполнять простые ремонтные работы. А в главе 21 “Что делать, если автомобиль стал и ни с места” собраны подсказки, которые помогут выбраться из затруднительного положения, если машина перегрелась в дороге.
Когда горючая смесь воспламеняется в цилиндрах, температура внутри двигателя достигает нескольких тысяч градусов. Для плавления железа нужна всего половина этой температуры, и, если бы его не охлаждать, ваш двигатель через 20 минут стал бы бесполезной грудой металла. Естественно, жидкость (охлаждающая жидкость или вода), циркулирующая в блоке цилиндров двигателя вокруг цилиндров, становится очень горячей и поэтому постоянно возвращается в радиатор, где охлаждается, прежде чем снова поступит на арену действия.
Радиатор создан таким образом, чтобы быстро охлаждать жидкость, пропуская ее через большую поверхность охлаждения. Жидкость попадает в радиатор через верхний пиши, который обычно подсоединяется (вы. конечно же, угадали) к верхней части радиатора ( 8.1). Опускаясь, жидкость проходит по трубкам внутри радиатора, которые охлаждаются воздухом, проходящим через охлаждающие ребра между трубками. Охладившись, жидкость покидает радиатор через нижний шланг (полная неожиданность). В этом шланге обычно есть пружина, не дающая ему сплющиваться, когда насос выкачивает охлаждающую жидкость из радиатора. (Если он все-таки сплющился, найдите в главе 14 “Как уберечь машину от перегрева” инструкции по его замене.)
Дополнительные шланги
Предусмотрены также шланги меньшего диаметра, ведущие от двигателя к теплообменнику (подробнее об этом — в конце главы). В автомобилях некоторых марок есть маленький обводной шланг возле термостата (речь о нем пойдет ниже, в разделе “Термостат"). Эти шланги - важная часть системы охлаждения, так как они созданы для переброски жидкости от одного узла к другому.
|