«Кольцевые автогонки в России. Конец двадцатого века. Нет трасс, нет машин, нет моторов», — так оценил год назад Автомотоспорт
ситуацию в стране. Положение не изменилось и сейчас, хотя появилась надежда: изменилось руководство и состав нескольких комитетов Российской автомобильной федерации, в том числе комитета кольцевых гонок, который представляет свою новую стратегию развития национального кольцевого автомобильного спорта.
Уже не раз писалось, что изолированное раэви- тие кольцевого автоспорта привело к его упадку в СССР. Ведь мировой автомобильный спорт очень активно использует последние достижения автомобилестроения, и самые совершенные модели автомобилей бросаются в бой на гоночные трассы, чтобы отстоять позиции производителей и завоевать симпатии зрителей и, конечно же, покупателей. А мы были обречены на использование автомобилей, десятилетиями сходящих с конвейеров наших заводов. И сейчас стоим перед выбором: сохранить ситуацию такой же или интегрироваться в международный автоспорт, использовать все его достижения и, следовательно, принять его правила игры.
Важная проблема на этом пути— выбор из всего многообразия существующих в мире видов формул, категорий, классов и ,т. д. того, что целесообразно развивать в России. Мы остановились на трех основных направлениях: автомобили «Туризм» (группа А), автомобили «Супертуризм» и международная формула-3.
Открытые национальные чемпионаты в этих категориях дадут возможность встречаться в очной борьбе на наших трассах российским и европейским гонщикам. В то же время российские спортсмены смогут беспрепятственно участвовать в европейских соревнованиях.
ТУРИЗМ
Во многих европейских странах понятие «туристический автомобиль» соответствует понятию «легковой автомобиль», то есть это те машины, которые нас окружают. А борьба этих автомобилей на гоночных трассах особенно интересна. Учитывая это, Международная автомобильная федерация (FIA) заменила сухие технические термины — «группа А», «класс ...» — на более понятное «туризм». Но и в этой категории аж двенадцать классов: первый — с объемом двигателя до 1000 куб. см, последний — более 5000 куб. см. В нашей стране существует пять классов: от «Оки» до «Волги». Объединить их, используя только требования FIA, невозможно, а проводить пять различных стартов нецелесообразно из-за небольшого количества участников в каждом. К тому же это дорого и займет слишком много времени.
Эта ситуация напоминает состояние дел с итальянским чемпионатом в конце 80-х годов, когда «туризм» испускал дух. Изменение формулы проведения чемпионата всего за несколько месяцев позволило ему набрать силу. В результате тщательного исследования, появились технические правила, направленные на то, чтобы дать шанс выиграть всем автомобилям. Автомобили объединялись в группы не по объе
му двигателей, а по техническим характеристикам. В основе лежали вес автомобиля и ширина дисков колес. А главная идея — уравнять удельную мощность. Специальная формула учитывала и техническое совершенство автомобиля: количество клапанов на цилиндр, систему питания и т. д.
Принцип «весового гандикапа», отработанный для нескольких десятков европейских автомобилей, в том числе и автомобилей ВАЗ, и будет использоваться в национальном регламенте категории «туризм».
Например, ВАЗ-21083 с объемом двигателя 1500 куб. см при весе 765 кг имеет удельную мощность более 170 л. с. на тонну; Москвич- 2141 — при объеме 1800 куб. см при 860 кг имеет 173 л. с. на тонну, a Toyota Corolla с мотором 1600 куб. см при весе 900 кг имеет удельную мощнсоть 172 л. с. на тонну. При этом ВАЗ-2108 с двигателем 1300 куб. см со стандартным карбюратором и минимальным весом 715 кг имеет удельную мощность около 160 л. с. на тонну. Максимальная ширина комплектного колеса 8,5 дюймов дает преимущество при торможении и прохождении поворотов более легкому автомобилю, дополнительно уравнивая его шансы.
Эти ключевые показатели стали основными для формулы, которую мы планируем ввести в чемпионат России 1995 года, предварительно опробовав и уточнив весовые гандикапы на гонке Кубок АСПАС Шелл, которая пройдет 13—14 мая этого года на Воробьевых горах в Москве.
Введение в действие весового гандикапа для автомобилей «туризм» в чемпионате России 1995 года, конечно, нарушает процедуру изменений технических требований, но является шагом, необходимым для привлечения новых участников и выравнивания шансов отечественных и зарубежных автомобилей. Формула весового гандикапа может совершенствоваться, но будет действовать до конца 1999 года.
СУПЕРТУРИЗМ
Понятие «Супертуризм» появилось в Италии в конце 80-х годов и очень быстро распространилось на всю Европу. Популярность этих соревнований в Италии, Англии, Франции и Германии привлекла внимание F1A — и в 1994 году была проведена международная гонка Turing Саг Challange, а в ежегоднике F1A 1995 года появились технические требования для автомобилей «супертуриэма». В общих чертах: к «супертуризму» относятся четырехдверные автомобили длиной не менее 4,2 м с двигателем объемом до 2000 куб. см, расположенным спереди, с количеством цилиндров — не более шести. Далее следует большой перечень разрешенных изменений конструкции
автомобиля, позволяющий превратить его в гоночного монстра.
ФОРМУЛА-3
Грустная ситуация и в автомобилях-формулах. Существующая сегодня формула «Восток» с объемом двигателя до 1300 куб. см, — тупиковая. Получение необходимых удельных показателей требует значительной форсировки двигателя и, следовательно, снижает его надежность. Формула-1600 использует
отечественный двигатель с двумя клапанами на цилиндр, с высоким уровнем форсировки, и также недостаточно надежна. Правда, эта формула может участвовать в соревнованиях в странах Восточной Европы, но уже сейчас сталкивается с автомобилями, оснащенными современными двигателями европейского и японского производства.
Но самая острая проблема — отсутствие в России производителя шасси гоночных формул. Из двух с небольшим десятков автомобилей, существующих в России, лишь пять-шесть Эстоний- 25, которые в основном соответствуют требованиям FIA, остальные — Эстония-19, 20, 21 — им не соответствуют.
Сегодня самая реальная возможность развития формул в стране — это покупка шасси и, возможно, двигателя за границей. При этом Эс- тония-25 — не самый дешевый вариант.
Но нужно решать вопрос с организацией производства шасси гоночного автомобиля национальной формулы в России. Эту формулу целесообразно строить по. принципу формул Renault, Opel, Lotus и т. п., возможна, например, формула Лада.
Делая ставку на формулу- 3, мы в ближайшем будущем можем ожидать появления на наших соревнованиях автомобилей Dallara, Reynard, Ralt— выпуска начала 90-х годов. Ведь это самые престижные открытые национальные чемпионаты стран Европы. В Монако и Макао ежегодно определяются лучшие гонщики формулы-3 Европы и Азии. Формула-3 — это последняя ступень перед Формулой-1.
Определив эти направления, мы готовим решение о том, что с 1 января 1997 года учреждаются открытые чемпионаты России в категориях автомобилей «супертуризм» и формула-3 в соответствии с приложением «J» ежегодника FIA, которые будут проходить в течение минимум трех лет (до 1999 года включительно).
Конечно же, создать удобные для всех участников процесса условия — практически невозможно, но успех возрождения «туризма» и «супертуризма», а также стабильность формулы-3 в Европе убеждают нас в правильности такого решения.
Немногим более трех месяцев осталось до старта марафона «Париж—
Москва—Улан-Батор—Пекин» (Мастер-Ралли). Количество заявленных участников уже перевалило далеко за сотню, и заявки продолжают поступать.
Причем список иностранных экипажей — это парад имен, известных по многочисленным ралли-рейдам.
Похоже, интерес к Мастер- Ралли и у нас в стране лавинообразно нарастает. Во всяком случае, московское представительство французской фирмы MMG — организатора этого ралли-марафона — одолевают письмами и телефонными звонками со всех концов России и других стран СНГ. Много желающих стартовать в «боевых порядках», но есть и такие, которые хотели бы сопроводить гонку хотя бы по нашей территории.
Специально для них MMG предлагает туристический (облегченный) маршрут, идущий параллельно с основным. Понятно, это стоит денег. Но зато вы сможете воочию увидеть борьбу титанов, пообщаться с ними на бивуаках и, конечно, вволю «наесться» пыли и песка, основательно «протрястись» по родимому бездорожью (а можно — и по зарубежному). За эти же деньги вам гарантируется материально-техническое и медицинское обеспечение, все виды медицинских страхо
вок. И уж будьте уверены — вы увидите пейзажи невероятной красоты.
Кстати, для тех, кто рвется в «бой»: в Москве стоят вполне готовые машины Mitsubishi Pajero, Toyota, Range Rover. Можно связываться с представительством MMG, в том числе и по вопросам участия — в том или ином качестве. Точно также, любые консультации можно получить в РАФ.
|