Эффективным методом форсировки двигателя является также установка на нем нагнетателя для принудительной подачи смеси в цилиндры. Как известно, двигатель с наддувом разрешено ставить лишь на рекордно-гоночных автомобилях, но поскольку автору еще не приходилось иметь с ними дела, в дальнейшем изложении о них не упоминается.
Весьма важным моментом в подготовке автомобильного двигателя к соревнованиям является вопрос подготовки систем смазки и охлаждения.
В условиях гонок все детали автомобильного двигателя испытывают добавочные напряжения, иногда на много превышающие расчетные. Поэтому система смазки должна работать безотказно. Масло для смазки должно быть мало вязким, обладать хорошей маслянистостью и высокой прочностью масляной пленки при высоких температурах.
Практика соревнований показала, и это отмечалось в технической литературе, что при существующем обилии сортов различных масел наилучшим из них является дизельное с присадкой (ТУ 174-45) или машинное СУ. Во время гонок температура масла в картере двигателя должна быть не выше ПО—120°.
Температура масла контролируется специальным прибором — дистанционным термометром, датчик которого устанавливается непосредственно в картер двигателя, а сам прибор где-либо на щитке приборов, так, чтобы он был все время хорошо виден водителю. Если на прикидках и тренировках выяснится, что температура масла не держится в указанных пределах при длительной езде (не менее 50 км) с максимальной скоростью, то надо принимать меры для добавочного охлаждения масла. Добиться большего охлаждения масла можно увеличением емкости масляной системы, постановкой охлаждающих ребер на картере двигателя и постановкой масляного радиатора.
Если применение только одного из этих мероприятий не дает хороших результатов, то нужно вводить их комплексно. Вопрос выбора способа охлаждения масла зависит от степени перегрева его и длительности дистанции гонок (50, 100 или 1000 км).
|