Коль скоро речь идет о системах двухполосных, значит, в комплект входят и кроссоверы, задача которых разделить весь звуковой спектр на два диапазона — низко- и высокочастотный. Впрочем, такая детерминация относительна, потому что буфер воспроизводит не только низкие, но и средние частоты, другая же часть середины «достается» твитеру.
Все тестируемые динамики комплектуются пассивными двухполосными кроссоверами. В некоторых случаях используются разделительные фильтры первого порядка с крутизной 6 дБ на октаву, чаще — второго порядка (12 дБ на октаву), но среди этих моделей попались даже четвертого.
Как правило, в рекламе или технических описаниях своих моделей производители не забывают упомянуть о том, что при изготовлении кроссоверов используются высококачественные радиокомпоненты — катушки, емкости. Так, например, в кроссоверах Diamond применяются пленочные полипропиленовые конденсаторы с допуском 5%.
Во всех разделительных фильтрах предусмотрены дополнительные переключатели, позволяющие регулировать уровень сигнала, подаваемого на твитеры (обычно +/-3 дБ). У некоторых есть возможность менять фазу высокочастотного сигнала. Иногда ставят и специальные схемы для защиты ВЧ-динамиков от перегрузки.
Послушайте разницу
Слушать компонентные динамики — одно удовольствие. Впрочем, эксперты смотрят на это немного по-другому. Это не просто прослушивание, а кропотливый труд, цель которого — разобраться во всех нюансах звучания испытуемых систем. А играют все они по-разному.
Чтобы понять, в чем же заключается эта разница, мы подобрали специальную музыкальную программу — пять композиций, разных по жанру, динамике, инструментальному составу. Все компакт-диски с предназначенными для теста произведениями были фирменными, с высоким качеством записи, а исполнители — мирового уровня. Особенно стоит отметить CD, подготовленный производителем динамиков Focal специально для тестирования автомобильной аудиоаппаратуры («Disque de demonstration Focal Audiomobile №1»), С этого диска мы выбрали три трека: классика Антонио Вивальди («Flute Concerto in D», «The Four seasons» — Chesky records), женский вокал
(«Spanish Harlem», Rebecca Pidgeon — Chesky records) и знаменитая «Розовая пантера» Генри Манчини (Cincinnatti Pops Orchestra — Telarc). Два других трека включали рок (Deep Purple) и композицию в стиле new-age, исполненную Gingko Garden на диске «Spirit of new age» (BMG).
Отправной точкой, эталоном, с которым мы сравнивали звучание других динамиков, стали изысканно-музыкальные компонентные громкоговорители Focal 165 КХ с кевларовыми диффузорами из элитной серии Mistral. Надо сказать, что в отдельных случаях некоторые из претендентов играли ничуть не хуже нашего «референса». Что неудивительно, ведь это, в общем-то, представители одного класса, лучшие из лучших.
Трое экспертов оценивали качество звучания акустических систем по нескольким параметрам: чистота, пространственная картина, яркость, наполненность и мягкость. Мы также придавали большое значение правильности тем- брального баланса.
Скажем пару слов и о тракте, в котором испытывались образцы. В качестве источника сигнала мы выбрали безукоризненную в музыкальном отношении деку Clarion DRX-9255 с 20-битовым ЦАП’ом. Усилитель — двухканальный Audison VR209. Все динамики были установлены в специальном стенде с компьютерной системой коммутации.
|