При низком октановом числе топлива в двигателе, который имеет высокую степень сжатия, правильного горения не происходит и может возникнуть детонационное сгорание, оно будет сопровождено сильным повышением давления в камере сгорания и чрезмерной температурой; двигатель от этого перегревается, а мощность его снижается, а в отработавших газах образуется дым черного цвета и из выхлопа появляется желтое пламя. Из-за распространения детонационной волны в цилиндрах, со скоростью превышающей скорость звука, при ударах ее о стенки гильз цилиндров и днище поршней детали начинают вибрировать, которые мы воспринимаем как металлический стук. От этого усиливаются износы шатунных и коренных шеек коленчатого вала, и также всех деталей относящихся к поршневой группе.
Работа двигателя при повышенном тепловом режиме ведёт к подгоранию выпускных клапанов, возможно прогорание прокладки головки блока цилиндров, перемычек в камере сгорания головки блока цилиндров и днища поршня. Волна от детонации смывает и выжигает масляную плёнку со стенок гильзы цилиндра, из-за этого увеличивается их механический износ, а активные продукты окисления которые возникают при детонации сильно увеличивают их коррозионный износ. Были случаи когда заклинивал поршень и такие аварийные поломки, как обрывы шатуна и пробитие блока цилиндров.
Возникновению явления детонации способствуют работа на установленном зажигании раньше положенного и бедной горючей смеси, перегрев двигателя и нагарообразование в нем. Нагар в двигателях возрастает с увеличением содержания в бензине фактических смол и уменьшением его индукционного периода. Смолы, которые содержатся в топливе, откладываются на стенках бака для топлива и трубчатых топливопроводов, забивают фильтр топлива грубой и тонкой очистки, в бензонасосе и карбюраторе появляется липкий осадок, который нарушает подачу топлива. Когда смолы попадают вместе топливной смесью во впускной трубопровод и цилиндры, они оседают на нагретых стенках трубопровода, седлах клапанов, тарелках и стержнях, в камере сгорания, на днищах поршней, на свечах зажигания и под воздействием высокой температуры отлагают нагар.
|