Чтобы изменить все в корне, устраивать революцию не обязательно. И немецкий универсал это доказал. Максимум внимания уделили эргономике.
Передние сиденья глубокие, длина подушки регулируется. Задний диван не слишком мягкий. Очень удобным получился вещевой ящик в центральном подлокотнике.
Вот только не нужно делать удивленные глаза. За Audi мы пристально следим не первый год и к стилистическому консерватизму давно привыкли. Далеко не однажды в Ингольштадте начинали с чистого лица, а в итоге новая модель все равно приобретала семейные черты. И сегодня все точь-в-точь как было много раз: универсал А4 пятого поколения не намерен сворачивать с десятилетиями наезженной колеи. Но при этом никакого дежавю. Да, похожего много, решения близки, и все же характер у нового A4 свой, яркий и достаточно сильный. Он смотрится более современно, раскованно, динамично. Моложе. Увы, не всякому молодому человеку эта машинка по карману: за базовую версию с 2.0 TDI придется выложить более 2 млн руб., и это лишь первая строчка многостраничного прайс-листа. Модификация с набором опций как у испытанной версии обойдется под 3 млн. руб.
САЛОН В СТИЛЕ HI-TECH
Где главные новости? Загляните в салон, там точно найдется то, что вы ищете. На решения, которые дадут новое направление ходу истории (автомобильной, естественно), рассчитывать не стоит, но инженеры и специалисты по эргономике потрудились на славу. Им удалось навести порядок в россыпи кнопок и ручек. Это застарелая проблема Audi, к решению которой приступили лишь несколько лет назад. На сей раз сделан очередной, очень важный шаг: управление множеством функций было интегрировано в интерфейс мультимедийной системы. Тоже, конечно, не оригинально, ибо по большей части это вариации решения, знакомого по вышедшему несколько месяцев назад новому Q7. Занятно, как быстро демократизировались задумки, предназначавшиеся для суперфлагмана. Но это хорошо, потому что в плане управления эффект достигнут абсолютно положительный: с одной стороны, Audi Virtual Cockpit дает возможность сконфигурировать щиток по своему предпочтению вплоть до того, что можно до минимума ужать спидометр и тахометр и заполнить картой навигатора почти на весь дисплей приборной панели; с другой, обновилась логика управления мультимедийной системой. Какое-то время приходится привыкать, но очень быстро понимаешь: все на самом деле просто.
Ну, и смотрится все это блестяще, особенно на модификациях с S tronic. Селектор оснащенной двумя сцеплениями коробки похож на ручку газа в кокпите межконтинентального лайнера. Но при этом он выполняет и вполне утилитарную функцию: служит опорой для запястья, когда водитель хочет поиграть с ручками и кнопками. Задумка, достойная премиум-класса.
В НОГУ С ЭПОХОЙ
И все же не единой мультимедийной системой жив человек. Давайте посмотрим, чем еще хорош салон. Ощущается, что его авторы пытались сказать новое слово. Не в плане качества, конечно же, к ингольштатскому его уровню мы давным-давно привыкли, как, собственно, и к ингольштатскому фирменному стилю. Новый A4 стал современнее, о чем в первую очередь говорит передняя панель. Как у A3 и TT, она ориентирована по горизонтали. Линия вентиляционных дефлекторов протянулась от одной двери до другой, в центре панель управления климат-контролем, под ней несколько кнопок - ничего лишнего, полный порядок. Дизайнеры Audi остановились на промежуточном варианте: от старого решения со множеством органов управления на панели (ведь они смотрелись красиво и, что называется, богато) отказались ввиду практического неудобства, но при этом не пошли и по модному ныне пути минимализма, когда на все про все один тачскрин и четыре кнопки - такой вариант тоже не из самых практичных.
В А4 же любую нужную функцию находишь с первого раза, так что с кокпитом нового A4 срастаешься быстро. Способствуют этому и электроприводы регулировок (опция за 28 059 руб.): подгоняешь водительское место под свой рост и комплекцию и отчетливо понимаешь, что посадка очень правильная. С одной стороны, так и должен сидеть водитель универсала, с другой - ощущается характер автомобиля, стремящегося выказать склонность к спортивной езде.
На фоне этой феерии хотелось бы вдруг обнаружить, чтобы задние пассажиры вдруг больше не упираются коленями в спинки передних сидений. Увы, все осталось как было: и новые результаты замеров нашего испытательного центра совпали со старыми один в один. Остается лишь надеяться, что водитель и передний пассажир не сдвинут свои кресла до конца назад. Диван, в принципе, рассчитан на двоих: сзади и места не так много, и тоннель на полу достаточно внушительных размеров.
В целом A4, как и прежде, олицетворяет удачное сочетание практичности и комфорта. Он хорош и для ежедневных поездок по городу, и для долгих путешествий (если не смущает жестковатая подвеска: пришедший на тесты экземпляр «со спортивным уклоном» слишком резко реагировал на брусчатку и водосточные колодцы). Многочасовая езда по скоростной магистрали позволит оценить отсутствие шума в салоне. Здесь нужно в первую очередь сказать спасибо тем, кто работал над аэродинамикой: даже на скоростях, превышающих дозволенный максимум, никакого свиста.
Audi Virtual Cockpit можно сконфигурировать как угодно: кнопка View на левой спице руля меняет размер двух основных приборов, а над ней - кнопки со стрелкам влево дают возможность выводить на панель карту, данные бортового компьютера, радиостанции или интерфейс подключенного телефона.
Audi Phone Box (23 81 1 руб.) это беспроводное зарядное устройство для смартфонов: просто кладешь аппарат в углубление в тоннеле, и он заряжается (не все смартфоны эту функцию поддерживают).
ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ
Прошли времена, когда на тоннеле любой модели Audi толпились, налезая одна на другую, ручки и кнопки. Смотрелись они, наверное, красиво, но пользоваться ими в дороге было небезопасно. Теперь в Ингольштадте проблему решили радикально, и результат получился отменный. MMI Plus в паре с Audi Virtual Cockpit - система высшего класса, состязаться с которой под силу лишь вечно молодой мюнхенской iDrive. Виртуальная приборная панель (35 074 руб.) позволяет пилоту управлять информацией в соответствии с собственными предпочтениями. Ставший уже классическим пример -возможность вывести на всю площадь панели карту навигатора, а приборы уменьшить и наложить сверху. И аудиосистему hi-fi, и систему громкой связи Bluetooth роднит отличное звучание. А еще можно дополнительно приобрести пакет расширенных интерфейсов для подключения смартфонов - Apple CarPlay и Android Auto.
Передняя подвеска полностью алюминиевая, верхние и нижние рычаги крепятся к разным шарнирам, что сводит к минимуму паразитные реакции на руле
СПОРТСМЕН, НО БЕЗ ФАНАТИЗМА
Дополняет картину двигатель, который, кстати, никогда не производит лишнего шума. Это новейшая модификация двухлитрового дизельного агрегата, 190 «лошадок» вполне хватает, чтобы мягко и с блеском (вот именно так, и никак иначе) перемещать в пространстве 1755 кг (в условиях теста) нового Audi. Его предшественник, кстати, весил ровно столько же. В паре с 2.0 TDI работает оснащенная двумя сцеплениями семиступенчатая коробка, которая по плавности переключений на низких оборотах все же уступает классической автоматической трансмиссии с гидротрансформатором. Дуэт гарантирует резвость, на фоне которой можно до конца оценить неоспоримые достоинства платформы MLB (модульная арихитектура для моделей с мотором, расположенным продольно).
В последнее время Audi догоняет BMW в удовольствии от управления автомобилем. Но на сей раз ставка сделана на ровное, сбалансированное поведение, что, в частности, понятно из настроек рулевого управления: немецкие инженеры отказались от излишней остроты, разыграв другие козыри -руль получился точным и откровенным.
Итоговый результат нам очень понравился: A4 едет хорошо и, что очень важно, в его поведении незаметно даже намека на лень. Достаточно привыкнуть к легкому (в иных ситуациях даже слишком легкому) рулю, и можно беззаботно катить из поворота в поворот: пилот отлично чувствует поведение машины. Универсал и не намерен что-либо скрывать: сидя за рулем, четко понимаешь, где та черта, которую лучше не переступать. В общем, минимум тревоги и максимум удовлетворения.
ТЕПЕРЬ НАДО ЗАЛИВАТЬ AD BLUE
Компоновка (двигатель расположен продольно) - как у предыдущих поколений, но конструкция A4 пятой серии (заводское обозначение B9) усовершенствована практически во всем. Появились обновленные двигатели увеличенной мощности, так 2.0 TDI EA 288 в двух модификациях, 150 и 190 л.с. У этого мотора вариатор фаз на кулачковом вале впускных клапанов, два контура рециркуляции отработавших газов (EGR), рассчитанные, соответственно, на низкое и высокое давление, и сложной конструкции форсунки с соленоидным приводом, позволяющие в сравнении с применявшимися ранее форсунками EA 189 (вокруг которых и разыгрался дизельгейт) на 40% снизить количество образующихся при сгорании топлива окислов азота. За очистку отработавших газов отвечает специальный узел, в целях повышения эффективности смонтированный непосредственно за турбокомпрессором. Узел объединил три устройства: окислительный катализатор, сажевый фильтр и катализатор SCR, восстанавливающий азот из окислов. Для работы SCR необходима присадка AdBlue, которая заливается в 12-литровый бак (как опция - бак на 24 л). Коробки -и облегченная 6-ступенчатая «механика», и 7-ступенчатый «робот» с двумя сцеплениями -абсолютно новые, от бесступенчатой Multitronic отказались. В конструкции силового каркаса кузова применены изготовленные по технологии горячей штамповки детали из высокопрочной стали. Нашел применение и алюминий, из него выполнены упорные чашки передней подвески и дверь багажника. В результате новый кузов на 15 кг легче старого. Некоторые модификации выиграли до 120 кг.
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА
Огрехи найти сложно. В случае A4 можно скорее говорить о некоторых несоответствиях уровню бренда: под капотом отсутствует слой финишного прозрачного лака, зазоры ровные и узкие, но отличаются по ширине (между передней и задней дверью - 2,5 мм, а между дверьми и крыльями - 4,5 мм), на дверях вместо габаритных огней светоотражатели), ручки дефлекторов климат-контроля не обрезинены (пальцы скользят), элементы уплотнения дверных проемов, защищающие от аэродинамических шумов, изготовлены из жесткой резины. Но это мелочи на фоне высокого качества сборки: панели кузова, передняя панель и детали облицовки салона подогнаны идеально, органы управления смотрятся отлично, прикасаться к ним приятно. А еще всякие приятные фишки: крышка 12-вольтовой розетки по стилю повторяет ручки управления климат-контролем. Дно всех вещевых отделений выстлано резиной, стенки покрыты мягким материалом, края закруглены, приятны на ощупь. В обивке спортивных сидений много кожи, швы ровные. Торцы полозьев передних сидений закрыты небольшими колпачками. Отделка багажника выполнена тщательно, пол прочный, шторка автоматически поднимается и опускается вместе с дверью. Порог украшен блестящей металлической накладкой, а вот четыре хромированных кольца для крепления багажа, наоборот, сделаны из пластика.
НРАВИТСЯ
Удовольствие от управления. Водителю удобно, напрягаться не приходится, а по динамике универсал мало в чем уступает самым спортивным конкурентам.
Эргономика 2.0. Audi Virtual Cockpit, полностью обновленные мультимедийные системы, общая компоновка: все говорит о том, что в Ингольштадте стремятся быть впереди.
НЕ НРАВИТСЯ
Багажник. Имиджевые универсалы берут не багажником. Что и подтверждает новый A4. Форма отсека - практически идеальная.
Тесно сзади. Места для ног задним пассажирам может не хватить. Особенно если передние сиденья сдвинуты назад.
ВЫВОДЫ
Кто-то будет от него без ума, кому-то он просто понравится. В конце концов, дело личное, здесь каждый по-своему прав. Но покупать можно, не боясь ошибиться, объективные достоинства нового Audi оспаривать глупо. Пятое поколение воплотило в себе результаты 20-летних усилий сделать автомобиль еще лучше, ведь не просто так A4 стал самой продаваемой ингольштатской моделью в мире. Этот факт, кстати, позволяет объяснить, почему немецкие дизайнеры всякий раз, когда нужно придать модели новые черты, встают на консервативные позиции. Вот и в этот раз они не позволили себе ничего, что могло бы нарушить связь с прошлым. Другое дело салон, и в еще большей степени новый интерфейс, позволяющий человеку общаться с машиной. Смотрится все великолепно, в практическом плане тоже претензий нет. И как всегда, маниакально высокое качество отделки и сборки. Впрочем, для Audi это правило без исключений. Но увы, отдельные давно знакомые моменты радости не вселяют. Например, сидящим места для ног в обрез, хотя, казалось бы, длина автомобиля - 4,73 м - намекает на обратное. Или багажник: идеальный по форме, он явно не стал козырем ингольштатского универсала. Другое дело, что автомобили подобного рода на объем багажника не ставят: A4, как и BMW Touring 3-й серии, - универсалы, что называется, имиджевые. И сколько чемоданов влезет в багажник - вопрос совсем не главный.
|