Чтобы вода в системе охлаждения не закипала и не замерзала, ее смешивают с охлаждающей жидкостью (которую ради краткости я называю антифризом).
Чаще всего антифриз содержит около 95% этиленгликоля — химического ( тЁ \ препарата, не дающего воде замерзать, даже при крайне низких темперагу- Рах- (Этиленгликоль токсичен, но существуют нетоксичные антифризы, со- держащие вместо него нропиленгликоль. Об этом говорится в главе 14 “Как уберечь машину от перш-рева”.) Кроме этиленгликоля в антифризе содержатся ингибиторы ржавчины, коррозии и вспенивания, поэтому антифриз не только поддерживает воду в жидком состоянии — он к тому же предотвращает образование ржавчины на металлических поверхностях двигателя и радиатора, смазывает водяной насос и не дает жидкости вспениваться,
циркулируя по системе. С начала 1960-х годов автопроизводители разработали системы охлаждения машин, предназначенные для 50%-ной смеси этиленгликоля и воды, что обычно считается правильной пропорцией охлаждающей жидкости и воды для систем охлаждения.
Для современных двигателей требуется специальный антифриз, не разъедающий алюминиевые детали. Также некоторые производители используют антифриз нового типа, который служит в два раза дольше, чем другие охлаждающие жидкости.
Если ваша система охлаждения работает правильно, вам не надо доливать в нее жидкость, В главе 3 “Профилактическое обслуживание — ежемесячное ТО" говорилось, как определить уровень и состояние жидкости в системе, а в главе 14 “Как уберечь машину от перегрева" - как долить жидкость или слить ее и залить новую.
Система с расширительным бачком
Для расширения объема охлаждающей жидкости используется обычный прозрачный пластиковый бачок с двумя маленькими шлангами, выходящими из крышки ( 8.2). Один шланг идет в радиатор, а другой служит переливной трубкой бачка. В бачке хранится дополнительный запас жидкости на случай, если ее уровень немного снизится.
Когда жидкость в системе охлаждения нагревается и ее уровень начинает повышаться, ее излишки выталкиваются в расширительный бачок, а не сливаются на землю через переливной патрубок радиатора. Когда система остывает и давление снижается, жидкость поступает из бачка обратно в радиатор. Это не только экономит антифриз, но п сохраняет окружающую среду от вредных выбросов и защищает детей н животных от дегустации токсичных луж.
У некоторых современных машин герметичные бачки. В таких случаях герметичную крышку радиатора вы найдете на бачке, а не на радиаторе.
Обычно системы с расширительным бачком герметичны, но вы всегда можете проверить уровень жидкости и долить ее при необходимости, открыв крышку бачка. Для проверки уровня жидкости в системе достаточно взглянуть, достигает ли она отметки сбоку бачка. (Инструкции по безопасному доливу жидкости в герметичную систему приведены в разделе “Проверка и доливка охлаждающей жидкости в систему с расширительным бачком” главы 14 “Как уберечь машину от перегрева”.)
Герметичная крышка радиатора
Чтобы повысить температуру кипения жидкости, вся система охлаждения находится под давлением. Обычно это давление составляет от 48 до 110 кПа (килопаскалей). Как известно из курса физики средней школы при увеличении давления поднимается температура кипения жидкости. Сочетание давления и применение антифриза позволяет увеличить температуру кипения до 110° и выше, как в некоторых новых машинах.
Для сохранения давления в системе и удобства долива жидкости в системе охлаждения предусмотрена съемная герметичная крышка. Она находится либо на заливной горловине радиатора, либо на расширительном бачке.
В крышке есть два клапана: один запорный, а другой - вакуумный. Запорный клапан поддерживает определенное давление жидкости в системе. Вакуумный клапан позволяет жидкости возвращаться из расширительного бачка в радиатор после остывания двигателя.
|