«Автопилот» – это выработанные навыки автоматизированного управления транспортным средством без участия сознания, быстрые и точные действия водителя, на выполнение которых затрачивается минимум энергии. Водитель, обладающий подобными навыками, приобретает решительность и хладнокровность, у него снижается нервная и физическая нагрузки и повышается трудоспособность.
Зачастую режим «автопилота» включается на привычных маршрутах. В этой ситуации водитель вроде бы и управляет транспортным средством, однако при этом мысли его витают где-то далеко. При этом, как правило, скорость движения снижается, а все действия выполняются автоматически, можно сказать, запрограммировано. Но если на этом же маршруте увеличить скорость, то «автопилот» не включится.
Главная опасность такого режима состоит в том, что в случае возникновения экстренной ситуации водитель использует отработанный стандартный прием, в то время как необходимо принять нестандартное решение.
Однообразная ровная дорога, равномерное покачивание, монотонный убаюкивающий шум двигателя ослабляют внимание и вызывают сонливость, что может привести к тому, что водитель попросту заснет. На скоростных автомагистралях, где отсутствуют светофоры и перекрестки, и есть возможность на протяжении длительного времени двигаться на высокой скорости, у водителя наступает усталость определенного вида – оцепенение, напоминающее гипнотический сон. Это явление и называется «дорожным гипнозом» – состоянием сонливости, отчужденности, невнимательности, ослабления рефлексов, торможения реакции.
Подобное состояние может продолжаться до 15 минут. Водитель продолжает автоматически контролировать управление транспортным средством и даже реагирует на внешние раздражители, однако скорость реакции при этом значительно снижается. И хотя водителю кажется, что все идет, как надо, это не так. При состоянии «дорожного гипноза» возникает психологическая инерция скорости, то есть хочется ехать все быстрее, чтобы скорее добраться до запланированной остановки и отдохнуть. Именно дорожный гипноз зачастую становится причиной групповых аварий на скоростных магистралях.
Выходит, что субъективно водитель не ощущает усталости, в то время как объективно его психофизиологические функции подверглись изменениям. Поэтому специалисты рекомендуют водителям отдыхать каждые три часа.
|