Шаровая опора - это незаменимая часть рулевого управления в любом автомобиле. Шаровая опора представляет собой удлиненную шаровую муфту, соединяющую поворотную цапфу с системой подвески. Шаровая опора предусматривает осевое и вращательное движение, так как колесо может перемещаться вверх и вниз и вращаться рулем то влево, то вправо ( 2).
В действительности рулевой привод присоединяется к колесам, которые с помощью шпинделя крепятся к верхнему п нижнему рычагам управления ( 2). Рычаги управления позволяют колесам поворачиваться в любом направлении. Для того чтобы это де-- далось с легкостью, шаровые опоры расположены на рычаге управления, откуда, собственно, и передается движение колесам.
В главе 16 “Смазка, или Что продлевает жизнь автомобилю” рассказывается, как проводить смазку шаровых опор в автомобилях, которые в этом нуждаются, и как определить, нужна ли смазка автомобилю вообще.
Шаровые опоры и рычаги обычно заполняются смазкой, чтобы уменьшить трение и предотвратить преждевременный износ деталей. Некоторые автомобили имеют необслуживаемые системы рулевого управления, которые рассчитаны на весь срок службы автомобиля и не требуют дополнительной смазки. А вот в некоторых предусмотрена периодическая смазка.
Система поувеаси
Внизу автомобиля находятся главные детали подвески, которые поддерживают автомобиль и пассажиров, делая езду относительно плавной даже на разбитых дорогах. Этот раздел даст вам общее представление о деталях подвески; инструкции о смазывании деталей, которые нуждаются в смазке, содержатся в главе 16 “Смазка, или Что продлевает жизнь автомобилю”.
Типы подвесок
Чаще всего машины имеют независимую подвеску, каждое колесо крепится отдельно к кузову и может двигаться независимо от других колес. Существуют два основных типа подвесок — с двумя поперечными рычагами и со стойками Макферсона.
Двухрычажная подвеска. Ее еще называют подвеской с коротким и длинным рычагами. В этой системе используется верхний короткий и Нижний длинный рычаги управления, которыми колесо крепится к кузову. Рычаг управления позволяет колесу двигаться вверх и вниз, наподобие дверной петли, с помощью которой дверь закрывается и открывается. Кроме того, резиновые втулки на внутренних концах и шаровые опоры на внешних концах рычага управления позволяют колесу поворачиваться ( 3).
Подвеска Макферсона. Есть два вида подвесок стоечного типа: обычные и модифицированные ( 4 и 5). Обычные стойки имеют витую пружину, завернутую вокруг стойки амортизатора, а модифицированные снабжены отдельными пружинами. В стоечных подвесках верхний рычаг не используется. Верхняя стойка удерживает колесо в указанном месте.
Некоторые марки автомобилей оборудованы независимой задней подвеской, которая называется четырехколесной независимой подвеской. Более старые модели автомобилей с приводом на задние колеса и многие современные грузовики используют заднюю зависимую подвеску, включающую привод на заднюю ось.
5. Модифицированная подвеска стоечного типа
Рычаги управления
Рычаги управления показаны 3. Слышали ли вы когда-нибудь о многорычажной подвеске? Так говорят, когда колесо крепится к кузову автомобиля более чем одной связью.
Стабилизирующая рейка
Для смягчения крена при поворотах автомобили оборудованы передней стабилизирующей рейкой ( 6). Эти стабилизаторы (стабилизаторы поперечной устойчивости) улучшают плавность хода автомобиля на большой скорости. В некоторых моделях автомобилей также предусмотрен задняя стабилизирующая рейка. Стабилизатор соединяет одну сторону подвески с другой через кузов автомобиля. Когда машина начинает крениться в одну сторону, стабилизатор ограничивает движение кузова с этой стороны. Стабилизаторы большого диаметра ограничивают крен лучше, чем стабилизаторы маленького диаметра.
Рессоры
Рессоры являются основой системы подвески. Для поглощения энергии ударов и сохранения дорожного просвета используются различные типы рессор. Это могут быть витые пружины или листовые рессоры, торсионный вал или пневматические пружины ( 7). Во многих моделях автомобилей чаще используются листовые или пружинные рессоры; в спортивных машинах используются пружинные рессоры, торсионные валы или листовые рессоры. Пневматические рессоры можно встретить только на автомобилях класса “люкс” типа: Chryler New Yorker, Lincoln Continental и на некоторых моделях автомобилей Кадиллак.
7. Листовые, пружинные, торсионные и пневматические рессоры
Листовые рессоры составляются из нескольких тонких металлических пластин — листов, собранных один на другом. Причина использования такой многослойной конструкции вместо одного цельного металлического листа заключается в том, что при изгибе вершина рессоры должна прогибаться в меньшей степени. Такого эффекта трудно добиться в случае применения одной толстой пластины. Если толстая пластина изгибается слишком сильно, то она может расколоться сверху донизу, а листовые рессоры более гибкие — каждый пласт сгибается независимо, и пласты скользят один по другому, не повреждаясь при этом ( 8). Концы рессор крепятся к раме автомобиля с помощью креплений, позволяющих рессорам изгибаться и двигаться свободно. Эти крепления снабжены резиновыми втулками, которые позволяют креплениям изгибаться и вращаться свободно; они также гасят колебания. Подробности, касающиеся листовых рессор и методов ухода за ними, можно найти в главе 16 “Смазка, или Что продлевает жизнь автомобилю".
В некоторых транспортных средствах, например в автомобилях Chevrolet Corvette, используются стекловолоконные композитные рессоры.
8. Листовая рессора сгибается не ломаясь, так как ее листы могут скользить относительно друг друга
Пружинные рессоры напоминают пружины в старомодных диванных. Они обычно применяются в передней подвеске автомобиля, хотя могут использоваться и в задней подвеске. Пружинные рессоры используются также в стоечных подвесках. 7 показан один тип пружинных рессор; 7 показаны передние и задние рессоры. Инструкции по их смазке вы найдете в главе 16 “Смазка, или Ч то продлевает жизнь автомобилю". В передней части пружина амортизирует удары и вибрацию.
Сзади они на тянуты между рычагами управления, которые снабжены резиновыми втулками.
Торсионные валы ( 7 и 9) используются главным образом в спортивных моделях автомобилей и в автомобилях, которые производились компанией Chryler до 1980. Они расположены впереди машины и соединяются с нижними рычагами. Они крутятся для того, чтобы приспособиться к различиям загрузки, которые автомобиль способен нести, позволяя перемещаться передним колесам в вертикальном плоскости. Торсионный нал можно считать не скрученной в спираль пружиной. Пневматические рессоры обычно устанавливаются на автомобилях класса “люкс". Резиновая пневматическая рессора заполняется сжатым воздухом для управления жесткостью подвески и поддержания надлежащего дорожного просвета. В этом типе подвески компьютер контролирует высоту дорожного просвета и всякий раз, когда вес автомобиля возрастает, передает встроенному воздушному компрессору команды на подкачку дополнительного воздуха в пневматическую рессору. Когда нагрузка снижается, компьютер включает выпускной клапан и снижает давление в пневматической рессоре ( 7 и 10).
Обычно для пневматических рессор смазка не требуется. Но все-таки посоветуйтесь с продавцом, чтобы узнать, можно ли применять восстановитель резины к пневматическим подушкам, чтобы предотвратить их преждевременный износ.
Амортизаторы и стойки
Амортизаторы ( 9) и стойки Макферсона ( 10) защищают пассажирский салон от колебаний и устанавливаются возле колес. Каким образом они уменьшают колебание в вертикальной плоскости - очень интересная тема. При ударе в колесо кузов автомобиля продолжает неуправляемо колебатм:я в вертикальной плоскости, постепенно затухая. Колебания происходят из-за заполненной воздухом резиновой шины на колесе и рессоры, которые могут сжиматься и разжиматься, восстанавливая свою первоначальную форму. Поэтому колебания в вертикальной плоскости продолжаются до тех пор, пока их энергия не будет погашена. Амортизаторы и стойки позволяют рессорам свободно сжиматься, а прежнюю форму приобретать медленно, подобно дверным доводчикам, позволяющим дверям открываться легко и быстро, но медленно и мягко закрываться.
На многих автомобилях установлены стойки Макферсона, которые выполняют немного больше функций, чем амортизаторы. И амортизаторы, и стой ют управляют движением автомобиля, но стойка еще и является составным элементом системы подвески.
Для хорошей работы автомобиля его необходимо регулярно обслуживать. а в определенный момент автомобилю может потребоваться ремонт. Это совершенно нормально: машины не вечны. В этой части рассказывается, как самостоятельно устранить часто встречающиеся неисправности, и как определить неисправность, которую можно отремонтировать на технической станции. Как и часть II, она разбита на главы в соответствии с системами автомобиля, что поможет легко найти нужный материал.
|