Несмотря на длительную практику использования ОСАГО в России, у водителей пока что остается больше вопросов, чем ответов. Связано это с постоянно меняющимся страховым законодательством, а также теми подводными камнями и двусмысленностями, которые позволяют агенту значительно занижать сумму выплаты даже при серьезном ДТП. Насколько результативна современная судебная практика, если в качестве ответчика выступает страховая организация? Какие ограничения есть у водителя, который хочет получить выплату?
Доверенность позволяет свободно распоряжаться транспортным средством, однако вот к деньгам не имеет никакого отношения. Согласно установленному законодательству, правом получения страховых выплат обладает только собственник движимого имущества, поэтому контактировать или спорить с организацией должен именно он. Это касается и тех случаев, когда авто взято в аренду и фактически используется одним, но на деле принадлежит другому человеку.
Почтовые расходы, оказывается, тоже входят в страховую сумму, а значит, могут быть возмещены. Конечно, этот пункт касается только тех случаев, когда дело приходится решать через суд, что может потребовать многоразовой отправки писем с уведомлением. Хотя почтовые услуги сейчас доступны, тратить свои собственные деньги все равно не хочется, тем более что по закону у истца, выигравшего дело, есть подобное право. Как справедливо заметил судья при рассмотрении описанного случая, траты на отправку писем понадобились человеку для того, чтобы получить положенные ему компенсационные выплаты.
Ремонт авто за компенсированные страховщиком средства практически невозможен – по статистике, выплата покрывает лишь 60-70% стоимости. При попытке обжалования суд сначала постановил увеличить компенсацию до нужного уровня, а затем истец все равно оказался у разбитого корыта. Причина – страховщик подал жалобу в апелляционную инстанцию, которая отменила первое решение, мотивируя это расчетом выплат по установленной Единой методике. Теперь ясно, что полностью отремонтировать машину после ДТП можно либо за свои собственные деньги, либо на выплаты КАСКО.
Покупка поддельного полиса может сыграть против водителя, хотя сейчас эта практика достаточно распространена. При попытке обратиться в судебные органы может быть проведена техническая экспертиза документов, которая подтвердит либо опровергнет их подлинность. В последнем случае взыскать компенсацию со страховщика не получится, ведь деньги за приобретение полиса он также не получил – все логично. Хотя суд первой инстанции может удовлетворить иск, основываясь на том, что человек просто не знал о приобретении поддельного документа, итог дела все равно не будет на стороне автовладельца – в российской практике есть прецеденты, на которые будет опираться апелляционный и Верховный суд.
Люди, которые постоянно работают с автомобилями и их владельцами, могут рассказать множество историй о судебных тяжбах. Как правило, чаще всего несогласными оказываются такие эксперты, как таксист или автоинструктор. В Бутово для обучения новичков или извоза приходится много колесить, поэтому нередко случаются аварии разной степени тяжести. Страховщики очень не любят тех, кто использует застрахованное транспортное средство для коммерческих нужд, ведь изнашивается оно куда быстрее по сравнению с машиной для частного пользования.
Попытка отстоять свои права и проложить новую тропку для других автомобилистов весьма похвальна, но делать это нужно с умом. Для начала желательно обратиться к автоюристу и попросить его разобраться в тонкостях законодательства – если право на получение выплаты имеется, тогда можно собирать документы и направлять заявление в суд.
|